Письмо в КГД МФ РК по вычетам в связи с изменениями по фискальным чекам

Комитет государственных доходов

 Министерства финансов

Республики Казахстан

 

Относительно применения контрольно-кассовых машин

 

Национальная Ассоциация бизнеса, дополнение к письму от 18 апреля 2019 года №10-04/19 по применению контрольно-кассовых машин (далее - «ККМ») сообщает следующее.

На портале «Открытый диалог» размещен вопрос (№ 551095 от 21.05.2019 г. (https://dialog.egov.kz/questioncontroller/view?id=551095) касательно отнесения на вычеты расходов по чекам ККМ, которые по техническим причинам не оформлены в соответствии с последними изменениями в налоговом законодательстве (письмо НАБ от 18 апреля 2019 года №10-04/19).

Согласно разъяснению Председателя КГД МФ РК «…контрольный чек также является документом, подтверждающим факт расхода, подлежащего вычету. При этом такой чек должен соответствовать требованиям по выдаче чека ККМ или товарного чека на сумму, уплаченную за товар, работу, услугу».

Из ответа следует, что в случае, если  фискальный чек оформлен не должным образом, то это не дает право покупателю взять НДС в зачет и отнести расходы на вычеты  через себестоимость товара, что  ставит в неравное положение покупателей, купивших товар и/или услугу у одного и того же поставщика,  но с разными формами оплаты - безналичным платежом без рисков, наличными средствами, без права  отнесения на вычеты.

Таким образом, нарушается   принцип справедливости    налогообложения: поставщик, предоставляющий  покупателям некорректный (не в полном объеме заполненный) фискальный чек, не подвергается административной ответственности,   в то время как такой документ не является основанием для вычета покупателем.

В связи с вышеизложенным, просим разъяснить следующие вопросы:

1)                Относится ли данное разъяснение только к отнесению на вычеты расходов по компенсациям при служебных командировках или же данное разъяснение следует учитывать при отнесении на вычеты любых расходов, связанных с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, если оплата товары, работы, услуги была осуществлена посредством наличных денег?

2)                Правильно ли мы понимаем, что

·        если налогоплательщиком были получены, но не были оплачены товары, работы, услуги, то эти расходы могут быть отнесены на вычеты при наличии первичных документов, отвечающих требованиям Законодательства РК?

·        данные расходы не могут быть отнесены на вычеты, если товары, работы, услуги были получены и оплачены, но в то же время чек ККМ не соответствует требованиям, установленным п.7 ст. 166 НК РК?

 

3)                Если контрольный чек является документом, подтверждающим факт расхода, подлежащего вычету, то как тогда нам следует понимать ст. 192 НК РК, согласно которой, налогоплательщики осуществляют ведение налогового учета по методу начисления?

Согласно п.2 ст. 192  «метод начисления является методом учета, согласно которому результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения, в том числе со дня выполнения работ, предоставления услуг, отгрузки и передачи товаров покупателю или его доверенному лицу с целью реализации или оприходования имущества, а не со дня получения или выплаты денег или их эквивалента».

Согласно же п.6 ст. 165 НК РК «чек контрольно-кассовой машины - первичный учетный документ контрольно-кассовой машины, подтверждающий факт осуществления между продавцом (поставщиком товара, работы, услуги) и покупателем (клиентом) денежного расчета, выданный в бумажном виде либо в электронном виде». 

Нет ли противоречия между определениями, указанными выше, и разъяснением, что «контрольный чек также является документом, подтверждающим факт расхода, подлежащего вычету»?

 

4)    При наличии возможности относить на вычеты расходы по приобретенным товарам, работам, услугам

на основании чека ККМ, достаточно ли будет соблюдения требований п. 7 ст. 166 НК РК, без учета требований, установленных п. 3 ст. 7 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (требования, приведенные в указанных пунктах, имеют различия)?

 

5)    Исходя из  положений Налогового Кодекса, на вычет  относятся расходы «на

основании первичных документов, по форме и требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности». При этом не уточняется   количество таких подтверждающих документов. Например, если в подтверждение   оказанных услуг предоставлены корректно оформленные  счет – фактура и Акт выполненных работ,  а также  чек ККМ с неполными данными,  почему    налогоплательщик  не вправе отнести на вычет такие расходы?

  • 30623
  • 0
  • 22 июля 2019

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.