Концепция проекта Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан»

Проект

 

Концепция проекта Кодекса Республики Казахстан
«О таможенном деле в Республике Казахстан»

 

1. Название законопроекта.

Кодекс Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» (далее – проект Кодекса).

 

2. Обоснование необходимости разработки законопроекта.

В связи с необходимостью единого таможенного регулирования на единой таможенной территории государств-членов Евразийского экономического союза Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, а также необходимостью упрощения и гармонизации таможенных процедур с целью создания наиболее благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности, в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года разработан Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕвразЭС).

В основу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза заложены положения Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция), на которых базируются основные нововведения.

На заседании Высшего Евразийского экономического совета от 26 декабря 2016 года принят Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза.

Принимая во внимание, что ТК ЕвразЭС содержит отсылочные нормы на национальное таможенное законодательство, проект нового Таможенного кодекса Республики Казахстан будет детально регламентировать указанные нормы.

Данные отсылочные нормы затрагивают следующие вопросы:

- функции, выполняемые таможенными органами (интегрированный, радиационный, экспортный контроль), обязанности и ответственность таможенных органов, условия прохождения службы в таможенных органах;

- порядок включения в реестр и исключения из него для таможенных представителей, перевозчиков, уполномоченных экономических операторов, владельцев складов и магазинов беспошлинной торговли;

- определение таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории таможенного союза, выпущенных таможенным органом Республики Казахстан;

- порядок создания, прекращения функционирования (ликвидации) и обозначения зон таможенного контроля, требования к ним, а также правовой режим зоны таможенного контроля;

- порядок применения средств идентификации, используемых таможенными органами, и предъявляемые к ним требования;

- перечень и порядок применения технических средств таможенного контроля;

- порядок и формы ведения учета товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций

- стратегия и тактика применения таможенными органами системы управления рисками, а также порядок ее функционирования;

- порядок проведения таможенной экспертизы уполномоченными таможенными органами;

- порядок исчисления, взимания, отсрочки, зачета и возврата таможенных платежей и налогов;

- порядок применения обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов, в том числе генерального обеспечения;

- порядок получения заключений, разрешений и иных документов от государственных органов Республики Казахстан в рамках таможенных процедур;

- требования по расположению, обустройству и оборудованию, а также порядок учреждения и функционирования таможенных и свободных складов, мест временного хранения и магазинов беспошлинной торговли;

- порядок применения предварительного информирования и другие правоотношения в сфере таможенного регулирования, неурегулированные в ТК ЕвразЭС, либо предусмотренных ТК ЕвразЭС случаях.

Проект нового Таможенного кодекса Республики Казахстан будет регламентировать такие нововведения ТК ЕвразЭС в сфере таможенного регулирования, как:

1. Приоритет электронного таможенного декларирования и применение письменного декларирования только в определенных случаях.

2. Возможность подачи таможенной декларации без представления таможенному органу документов, на основании которых она заполнена.

3. Возможность совершения таможенных операций, связанных с регистрацией таможенной декларации и выпуском товаров автоматически, информационными системами таможенных органов.

4. Осуществление выпуска товаров в течение четырех часов с момента регистрации таможенной декларации.

5. Использование механизма «единого окна» при совершении таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) товаров на таможенную территорию, таможенным декларированием и выпуском товаров.

6. Увеличение категорий юридических лиц, которым может быть присвоен статус Уполномоченного экономического оператора (далее – УЭО), введена трехуровневая система присвоения такого статуса и модернизация критериев (условий) его присвоения, расширены списки специальных упрощений для УЭО, в том числе касающихся таможенного контроля на всей территории ЕвразЭС.

 

3. Цели принятия законопроекта.

Унификация и приведение таможенного законодательства Республики Казахстан в соответствие с таможенным законодательством Евразийского экономического союза.

 

4. Предмет регулирования законопроекта.

Предметом правового регулирования данного законопроекта являются общественные отношения между государством и участником ВЭД, связанные с исполнением требований таможенного законодательства Евразийского экономического союза и таможенного законодательства Республики Казахстан.

 

5. Структура законопроекта.

Структура проекта нового Таможенного кодекса Республики Казахстан состоит из разделов и входящих в них глав.

Разделы включают в себя основные положения о таможенном регулировании, порядком исчисления и взыскания таможенных платежей, положения, связанные с проведением таможенных операций, таможенным декларированием и таможенными процедурами, а также положения по администрированию в сфере таможенного дела.

 

6. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия законопроекта.

Таможенное регулирование в Евразийском экономическом союзе будет осуществляться в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, – в соответствии с законодательством государств-членов Евразийского экономического союза.

Разработка унифицированного проекта нового Таможенного кодекса Республики Казахстан, путем дублирования норм таможенного законодательства таможенного союза с раскрытием отсылочных норм детализированными и систематизированными положениями, позволит создать нормативную правовую базу таможенного регулирования в Республике Казахстан, в рамках Евразийского экономического союза. Это позволит исключить использование большого количества актов таможенного законодательства, которое в свою очередь может привести к противоречивым толкованиям таможенного законодательства.

Принятие проекта Таможенного кодекса Республики Казахстан не повлечет за собой возникновения отрицательных социально-экономических последствий, а также позволит, в части отведенной ТК ЕвразЭС на регламентацию национальным таможенным законодательством государств-членов Евразийского экономического союза, максимально упростить таможенное администрирование, уменьшить бюрократические барьеры для участников внешнеэкономической деятельности.

 

7. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом.

Разработка проекта Таможенного кодекса Республики Казахстан потребует постановку на утрату Кодекса Республики Казахстан от 30 июня 2010 года № 296-IV «О таможенном деле в Республике Казахстан» и Закона Республики Казахстан от 30 июня 2010 года № 298-IV «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан», а также внесения изменений и дополнений в некоторые законодательные акты, в числе которых:

1)           Кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года «Бюджетный кодекс Республики Казахстан»;

2)           Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года
«О здоровье народа и системе здравоохранения»;

3)           Кодекс Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)»;

4)           Кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года «Уголовный кодекс Республики Казахстан»;

5)           Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года;

6)           Кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года «Предпринимательский кодекс Республики Казахстан»;

7)           Закон Республики Казахстан от 5 июля 2000 года «О финансовом лизинге»;

8)           Закон Республики Казахстан от 8 декабря 2001 года
«О железнодорожном транспорте»;

9)           Закон Республики Казахстан от 4 июля 2003 года «Об автомобильном транспорте»;

10)      Закон Республики Казахстан от 12 апреля 2004 года
«О регулировании торговой деятельности»;

11)      Закон Республики Казахстан от 13 июня 2005 года «О валютном регулировании и валютном контроле»;

12)      Закон Республики Казахстан от 5 июля 2008 года
«О трансфертном ценообразовании»;

13)      Закон Республики Казахстан от 21 июля 2011 года
«О специальных экономических зонах в Республике Казахстан»;

14)      Закон Республики Казахстан от 22 июня 2012 года «О магистральном трубопроводе»;

15)      Закон Республики Казахстан от 4 июля 2013 года «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан»;

16)      Закон Республики Казахстан от 17 апреля 2014 года
«О дорожном движении»;

17)      Закон Республики Казахстан от 16 мая 2014 года
«О разрешениях и уведомлениях»;

18)      Закон Республики Казахстан от 16 января 2016 года
«О государственной границе Республики Казахстан»;

19)      Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года
«О государственных закупках» и другие подзаконные и нормативно-правовые акты.

 

8. Регламентированность предмета законопроекта иными нормативными правовыми актами.

В целом, предмет законопроекта регламентирован Кодексом Республики Казахстан от 30 июня 2010 года № 296-IV «О таможенном деле в Республике Казахстан».

 

9. Наличие по рассматриваемому вопросу зарубежного опыта.

 

Электронное декларирование

Учитывая неуклонный рост международной торговли и вступление Республики Казахстан в ВТО, особую важность приобретает унификация таможенного законодательства, в том числе, порядка электронного документооборота на основе международных принципов и стандартов.

Согласно принципам Международной конвенции от 17мая 1973 года «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур» (Киотская конвенция), упрощение и гармонизация таможенных процедур могут быть достигнуты при максимальном практическом использовании информационных технологий.

В соответствии со стандартом 7.4 Киотской конвенции «Применение информационных технологий» законодательство должно предусматривать электронные способы обмена коммерческой информацией в качестве альтернативы требованиям предоставления документов на бумажном носителе.

Вопрос внедрения технологий электронного декларирования чрезвычайно важен. Международный опыт применения технологий электронного декларирования показывает, что электронное декларирование является одним их основных способов ускорения процесса совершения таможенных операций, в котором заинтересованы как таможенные органы, так и участники ВЭД. Использование технологий электронного декларирования должно существенно облегчить труд декларантов, исключить предоставление документов на бумажных носителях, а главное, сделать оперативным и прозрачным обмен документами и сведениями между участником ВЭД и таможней.

К примеру, с 2005 года таможенные органы Европейского союза работают исключительно на основе электронного декларирования, в странах ЕС на сегодняшний день не применяется декларирование на бумажном носителе. Таможня Германии использует современную информационную систему ATLAS, которая существенно ускоряет процесс таможенного оформления. Посредством системы ATLAS, которая установлена во всех таможенных органах Германии, предприятия напрямую общаются с таможней.

Нововведения, связанные с использованием электронного декларирования, стали внедряться несколько лет назад в России и Беларуси.

 

Перенос акцента таможенного контроля с этапа таможенной очистки на этап после выпуска товаров

Применение принципа переноса акцента таможенного контроля с этапа таможенной очистки на этап после выпуска товаров активно реализован в правоприменительной практике таможенных служб Сингапура, Соединенных Штатов Америки, Японии, Италии.

К примеру, практика таможенной службы Сингапура предусматривает применение пост-таможенного контроля, основанного на аудите, как механизма контроля, принятого для обеспечения достоверности и точности деклараций после таможенного оформления грузов и проводится путем анализа и проверки всех соответствующих таможенных коммерческих документов, имеющихся у участников ВЭД, прямо или косвенно вовлеченных в деятельность по импорту.

 

Таможенная служба США

Практика таможенной службы США в рамках системы анализа и управления рисками предусматривает применение аудиторских проверок. Такой пост - таможенный контроль позволяет таможне более точно определить риск на уровне компании, что дает возможность таможне определить проблемные области и произвести специфическую оценку риска несоблюдения законодательства. 

Определив при помощи программы Оценки Соответствия тех клиентов, которые осуществляют импортирование в больших объемах и при этом соблюдают требования на высоком уровне, теперь таможенные органы США могут сфокусировать ресурсы на компаниях, которые не соблюдают требования. Концентрируя ресурсы на компаниях, не соблюдающих требования, получают важную информацию о несоблюдении требований. Каждый год интегрированная система обновляется информацией о потенциальных случаях несоблюдения требований, полученной на основании проведения Оценки и Измерения соответствия, что позволяет таможенным органам США распределить ресурсы по этим направлениям. Клиенты, соблюдающие требования на высоком уровне, имеющие систему должной предусмотрительности, подвергаются минимальным проверкам в отношении сделок, для того лишь, чтобы получить подтверждение их постоянного соблюдения. Клиенты, соблюдающие требования, но вызывающие беспокойство с точки зрения их внутренней системы, проверяются в несколько большем объеме для мониторинга влияния их системы на качество соответствия. Клиенты, не соблюдающие требования, подвергаются проверке в самом большом объеме, путем проверки большего числа образцов и применения к ним статистически обоснованного показателя приемлемой степени соответствия, и (в отличие от клиентов, соблюдающих требования).

 

Таможенная служба Японии

Основным элитным подразделением таможенной службы Японии является подразделение аудита после таможенной очистки. Осуществление таможенного контроля практически сводится к выборочному досмотру и выпуску. Весь основной контроль проводится подразделением аудита на этапе после выпуска товаров путем рассмотрения документов и проведения проверок компаний. Практически 30% поступающих в доход государства таможенных платежей взыскивается подразделениями аудита.

 

Таможенная служба Италии

Применение системы «зеленого коридора» в таможенной службе Италии предполагает проведение выборочного таможенного контроля уже после этапа выпуска товаров, с этой целью в структуре таможенных органов созданы специальные подразделения. В частности, вопросы контроля таможенной стоимости, в основном, обеспечиваются за счет контроля и анализа деятельности участника внешнеэкономической деятельности уже после выпуска товаров в свободное обращение.

 

Таможенная служба Южной Кореи

В июле 1996 года Корейская таможенная служба ввела систему пост-таможенного аудита с целью регулирования стремительного роста объемов импорта и экспорта и ускорения процедур таможенной очистки. В рамках данной системы импортные товары незамедлительно очищаются после проверки таможенными сотрудниками основных документов по импортному декларированию (т.е. инвойс и транспортная накладная) и после оплаты пошлин и налогов импортерами. Достоверность суммы уплаченных пошлин и налогов проверяется после процедуры очистки. 

Самой важной целью внедрения пост-таможенного аудита в Корее – это ускорение таможенной очистки. Помимо совершенствования системы управления рисками и усиления потенциала таможенных сотрудников, пост-таможенный аудит может не только сократить время и расходы, связанные с таможенной очисткой и обеспечить более дружелюбную среду для компаний, которые добросовестно оплачивают свои пошлины и налоги, но также уменьшить количество случаев уклонения от уплаты пошлин и налогов. В этом контексте значительный объем времени и ресурсов посвящается на обучающие программы по наращиванию потенциала в развивающихся странах и продолжает оказывать техническую поддержку в этой области.

Преимущества пост-таможенного аудита: 88% из порядка 4 миллионов импортных деклараций, подаваемых ежегодно, проходят пост-таможенный аудит. Как следствие, произошло резкое сокращение времени, необходимого для таможенной очистки, которое также способствовало экономии затрат для предпринимателей.

 

Совершенствование института уполномоченных экономических операторов (УЭО)

Международный опыт показал, что наиболее приемлемой моделью УЭО для Казахстана является Европейская модель УЭО как наиболее адаптированная и приемлемая для тех УЭО, которые функционируют в стране на сегодняшний день.

При этом целесообразно продолжить внедрение данного опыта в наших условиях, с необходимостью совершенствования установленных на сегодняшний день условий и требований для присвоения данного статуса, организации тщательной проверки до присвоения статуса, не ограничиваясь проверкой системы учета, задолженностей и правонарушений, а также включения опыта ЕС по проверке его финансово - хозяйственной деятельности, проверке его партнеров и др.

В странах ЕС придается большое значение созданию условий для развития института УЭО и эффективному контролю за их деятельностью. Для этих целей, разработана и внедрена информационная система ЕОS (Economic Operating System), которая позволят взаимодействовать странам ЕС в ходе контроля за УЭО, а также развиты национальные информационные системы, позволяющие эффективно осуществлять мониторинг деятельности таких лиц.

В Европе в число специальных упрощений для УЭО входят:

1)   предварительная физическая и документальная проверка;

2)   приоритетная обработка грузов, отобранных для контроля; 

3)   выбор места контроля;

4)   минимальный сбор данных по экспортно-импортным декларациям;

5)   предварительные заметки о контроле;

6)   предварительное разрешение для таможенных упрощений;

7)   статус УЭО могут быть признаны в третьих странах.

 

10. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией законопроекта.

Реализация проекта Кодекса не потребует финансовых затрат из бюджета.

 

  • 18248
  • 0
  • 19 января 2017

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.