НДС- Возврат НДС, отказ в возврате по выявленным нарушениям по аналитическому отчету «Пирамида»

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – орган государственных доходов) начисления НДС и суммы превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, неподтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет.

Как следует из материалов дела, органа государственных доходов проведена тематическая налоговая проверка по вопросам подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных к возврату за период с 01.10.2019г. по 30.09.2022г., по результатам которой вынесено уведомление о сумме превышения налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет в сумме 167 471,5 тыс.тенге, о сумме превышения налога на добавленную стоимость, возвращенной из бюджета и не подтвержденной к возврату в сумме 224 082,3 тыс.тенге и пени в сумме 48 086,2 тыс.тенге.

Компания «А» не согласно с вынесенным уведомлением о результатах проверки в части нарушений: выявленных в результате применения Системы управления рисками (СУР) НДС на сумму 231 853,7 тыс.тенге; в связи с нарушениями по непосредственным поставщикам НДС на сумму 49 576,7 тыс.тенге; в связи с недопоступлением валютной выручки НДС на сумму 109 992,7 тыс.тенге; превышения НДС, возвращенного из бюджета и неподтвержденного к возврату НДС в сумме 224 082,3 тыс.тенге, с уплатой пени в сумме 48 086,2 тыс.тенге и приводит следующие доводы.

  1. Относительно неподтверждения к возврату превышения НДС в сумме 231 853,7 тыс.тенге в связи с нарушениями, выявленными по результатам применения СУР

Компания «А» в жалобе отмечает, что применение в ходе проверки системы управления рисками (СУР) и формирование отчета «Пирамида» является неправомерным в связи с отсутствием в акте проверки доводов и доказательств о том, что Компания «А» применяло схемы уклонения от уплаты налогов или совершало действия, направленные на вывод денежных средств в теневую экономику, обналичиванию денежных средств или совершало притворные сделки, с целью прикрыть другую сделку.

Компания «А» в жалобе приводит пункт 8 статьи 152 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс) и указывает, что непосредственным поставщиком Компания «А» является ТОО «ВТ», у которого поставщиками последующих уровней являются ТОО «В», ТОО «S», TOO «К», в связи с чем считает, что встречные проверки поставщиков последующих уровней проведены незаконно.

Согласно акта налоговой проверки в соответствии с пунктом 12 статьи 152 Налогового кодекса сформирован отчет «Пирамида» в связи с выявленными нарушениями по отчету «Пирамида» в результате применения СУР сумма НДС, неподтвержденная к возврату составила 231 853,7 тыс.тенге.

Проверив доводы Компании «А», исследовав представленные органом государственных доходов материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Компания «А» представлено требование о возврате превышения НДС, указанного в декларации по НДС (ф.300.00) за 3 квартал 2022г. в сумме 1 894 306,4 тыс.тенге.

Согласно пункту 11 статьи 152 Налогового кодекса аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого органами государственных доходов на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности по НДС и (или) сведений информационных систем.

В соответствии с пунктом 75 пункта 1 Налогового кодекса информационная система электронных счетов-фактур – информационная система уполномоченного органа, посредством которой осуществляются прием, обработка, регистрация, передача и хранение счетов-фактур, выписанных в электронной форме.

Кроме того, Приказом Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан - Министра финансов Республики Казахстан от 22.04.2019г. №370 утверждены Правила выписки счета-фактуры в электронной форме в информационной системе электронных счетов-фактур и его формы.

Согласно подпункту 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида».

Кроме того, следует указать, что Правила от 19.03.2018г. №391 разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 137 и пунктом 10 статьи 429 Налогового кодекса и подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан «О государственных услугах» и устанавливают порядок возврата сумм превышения НДС с применением СУР.

Так, согласно пункта 43 Правил №391 если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска превышает порог баллов, установленный Комитетом, отчет «Пирамида» по таким налогоплательщикам не формируется.

Если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска не превышает порог баллов, установленный Комитетом, то по таким налогоплательщикам формируется отчет «Пирамида».

При этом пунктом 39 Правил №391 определено, что для определения риска извлечения налогоплательщиком выгоды из своих незаконных действий в целях получения налоговых выгод (налоговой экономии) и уменьшения налоговых платежей применяются критерии, которые являются конфиденциальной информацией, не подлежащей разглашению, в том числе налогоплательщику, по которому произведена оценка степени (уровня) риска.

В ходе проведения налоговой проверки в соответствии с Правилами от 19.03.2018г. №391 произведен автоматизированный расчет баллов по критериям степени риска в соответствии с утверждённым порядком расчета.

По результатам автоматизированного расчета баллов по критериям степени риска присвоено 155,53 баллов, что составляет менее 350 баллов, в соответствии с Правилами сформирован аналитический отчет «Пирамида по поставщикам», Обществу согласно указанному баллу подлежало возврату 51,84% от суммы превышения НДС по упрощенному возврату за 3 квартал 2022 года.

Согласно пункту 52 Правил от 19.03.2018г. №391 в случае выявления по результатам отчета «Пирамида» у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности сумм превышения НДС, производится в пределах предъявленных сумм, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящихся на поставщиков, у которых выявлены нарушения налогового законодательства, предусмотренные подпунктами 1) - 7) пункта 52 Правил.

В рассматриваемом случае, по результатам акта налоговой проверки по 17 непосредственным поставщикам Компании «А» подтверждены нарушения налогового законодательства, установленные пунктом 52 Правил от 19.03.2018г. №391, приходящихся на поставщиков последующих уровней, по которым наименьшая сумма превышения НДС, неподтвержденная к возврату составила 231 853,7 тыс.тенге.

В соответствии с подпунктами 2), 3) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки, по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида», не подтверждена достоверность сумм НДС.

Таким образом, по результатам акта налоговой проверки по выявленным нарушениям отчета «Пирамида» в результате применения СУР неподтвержденная к возврату НДС составила в сумме 231 853,7 тыс.тенге.

Необходимо отметить, что в пункте 2.10. акта налоговой проверки «Применение Системы управления рисками в целях возврата превышения НДС» подробно отражены выявленные нарушения на сумму 283 262,8 тыс.тенге, в том числе наименьшая сумма НДС составила 231 853,7 тыс.тенге по поставщикам.

Как следует из акта налоговой проверки, на момент завершения проверки, выявленные нарушения по поставщикам первого и последующих уровней не устранены.

С учетом изложенного, по результатам налоговой проверки не подтвержден возврат превышения НДС на сумму 231 853,7 тыс.тенге в связи с нарушениями, выявленными по результатам аналитического отчета «Пирамида» по поставщикам первого и последующих уровней и не устраненными в период проведения проверки.

Относительно проведения встречных проверок у поставщиков последующих уровней ТОО «ВТ» следует отметить, что у ТОО «В», ТОО «S», TOO «К» встречные проверки не производились и запросы на проведение встречных проверок не направлялись. При этом по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида» установлены нарушения у поставщиков последующих уровней, по которым произведено ограничение выписки электронных счетов-фактур (ЭСФ) в ИС ЭСФ, в соответствии с пунктом 52 Правил от 19.03.2018г. №391.

Таким образом, учитывая подпункт 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса, неподтверждение к возврату превышения НДС в сумме 231 853,7 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

  1. Относительно неподтверждения к возврату превышения НДС в размере 49 576,7 тыс.тенге, в связи с нарушениями по непосредственным поставщикам

Компания «А» в жалобе указывает, что относительно нарушений по непосредственным поставщикам, в частности у ТОО «ВТ» отсутствуют нарушения, при этом указаны нарушения по ТОО «К», который не является непосредственным поставщиком Компании «А» и не является поставщиком ТОО «ВТ».

Согласно акта налоговой проверки от 07.03.2023г. в соответствии с пунктом 11 статьи 152 Налогового кодекса результатам анализа отчета «Пирамида», в связи с выявленными нарушениями по непосредственным поставщикам, не подтверждено к возврату превышение НДС в сумме 49 576,7 тыс.тенге.

Проверив доводы Компании «А», исследовав представленные органом государственных доходов материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 10 статьи 152 Налогового кодекса в ходе тематической проверки орган государственных доходов в случае выявления нарушений по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида» направляет в адрес поставщиков уведомление, предусмотренное подпунктом 10) пункта 2 статьи 114 настоящего Кодекса.

При этом, если поставщик товаров, работ, услуг проверяемого налогоплательщика состоит на регистрационном учете по месту нахождения в другом налоговом органе, орган государственных доходов, назначивший тематическую проверку, направляет в соответствующий орган государственных доходов запрос о принятии мер в соответствии с настоящим Кодексом по устранению такими поставщиками товаров, работ, услуг нарушений, выявленных по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида».

Согласно пункту 11 статьи 152 Налогового кодекса, для целей настоящего Кодекса аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость и (или) сведений информационных систем.

При этом аналитический отчет «Пирамида» формируется за налоговый период, предусмотренный пунктом 2 настоящей статьи.

В свою очередь, в соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки, по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида».

В рассматриваемом случае, как следует из акта налоговой проверки, по 207 поставщикам, первого уровня по результатам отчета «Пирамида» выявлены нарушения норм налогового законодательства на общую сумму 49 576,7 тыс.тенге. При этом в акте налоговой проверки в пункте 2.11. подробно описаны нарушения налогового законодательства по поставщикам первого уровня с указанием сумм НДС.

Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 179 Налогового кодекса в жалобе указываются обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. К жалобе прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования.

В данном случае, Компанией «А» к жалобе не представлены подтверждающие документы и не приведены доводы в части необоснованности выявленных нарушений по результатам аналитического отчета «Пирамида» по 207 поставщикам первого уровня на вышеуказанную сумму.

В рассматриваемом случае, по 207 поставщикам первого уровня по результатам аналитического отчета «Пирамида» выявлено занижение суммы НДС по реализованным товарам, работам, услугам, при сопоставлении декларации по НДС (ф.300) и выписанных электронных счетов фактур (ЭСФ) в ИС ЭСФ на сумму 49 576,7 тыс.тенге.

При этом, как следует из акта налоговой проверки по всем поставщикам первого уровня, по которым выявлены расхождения направлены запросы по подтверждению НДС в Управления государственных доходов по месту регистрации поставщиков для устранения нарушений.

Следовательно, в соответствии с пунктом 12 статьи 152 Налогового кодекса не подлежит возврату превышение НДС в сумме 49 576,7 тыс.тенге по выявленным нарушениям у поставщиков первого уровня по результатам аналитического отчета «Пирамида».

На основании изложенного, по результатам проверки не подтвержден возврат превышения НДС на сумму 49 576,7 тыс.тенге в связи с нарушениями, выявленными по результатам аналитического отчета «Пирамида» по вышеуказанным поставщикам и не устраненными в период проведения проверки.

Таким образом, учитывая пункты 8, 12 статьи 152 Налогового кодекса, неподтверждение к возврату превышение НДС в сумме 49 576,7 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

3.Относительно неподтверждения к возврату в связи с недопоступлением валютной выручки на сумму НДС в размере 109 992,7 тыс.тенге

Компанией «А» в жалобе указано, что в связи с недопоступлением валютной выручки, не согласны, так как в запросах банков второго уровня, указан период 3 квартал 2022 года, тогда как следовало указать период с 4 квартал 2019 года по 3 квартал 2022 года (проверяемый период), соответственно, в ответах банков предоставлена неполная информация.

Компания «А» в жалобе отмечает, что ответ АО «Б» за период с 4 квартала 2019 года по 3 квартал 2022 года в электронном виде предоставлен 07.03.2023г., то есть в день завершения проверки, при этом сведения о подтверждении поступления валютной выручки, отраженной в данном ответе при проверке не учтены.

Кроме того, Компания «А» в жалобе отмечает, что по неподтверждению к возврату НДС в сумме 60 382,9 тыс.тенге по покупателю Компании «B» имеются подписанные акты сверок взаиморасчетов, согласно которых задолженность по оплате отсутствует.

Согласно акта налоговой проверки от 07.03.2023г. в соответствии с пунктом 7 статьи 152 Налогового кодекса в связи с недопоступлением валютной выручки не подтверждено к возврату превышение НДС в сумме 109 992,7 тыс.тенге.

Проверив доводы Компании «А», исследовав представленные органом государственных доходов материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Согласно пункту 7 статьи 152 Налогового кодекса РК в случае экспорта товаров при определении суммы НДС, подлежащей возврату, учитывается экспорт товаров, по которому поступила валютная выручка на банковские счета налогоплательщика в банках второго уровня на территории Республики Казахстан, открытые в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан, либо осуществлен фактический ввоз на территорию Республики Казахстан товаров, поставленных плательщику НДС покупателем экспортированных товаров по внешнеторговым товарообменным (бартерным) операциям.

Представление заключения в органы государственных доходов о поступлении валютной выручки осуществляется Национальным Банком Республики Казахстан и банками второго уровня в порядке и по форме, которые утверждены уполномоченным органом по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан.

В соответствии с пунктом 65 Правил возврата превышения налога на добавленную стоимость и применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость, а также критериев степени риска, утвержденных Приказом Министра финансов РК от 19.03.2018г. №391 (далее – Правила) при экспорте товаров при определении суммы НДС, подлежащей возврату, учитывается экспорт товаров, по которому поступила валютная выручка на банковские счета услугополучателя в банки второго уровня (БВУ) на территории Республики Казахстан, либо осуществлен фактический ввоз на территорию Республики Казахстан товаров, поставленных плательщику НДС, покупателем экспортированных товаров по внешнеторговым товарообменным (бартерным) операциям.

При недопоступлении валютной выручки учитывается общая сумма неподтверждённого НДС по всем контрактам.

В рассматриваемом случае, направлены запросы в АО «Н» от 27.12.2022г., в АО «Б» от 27.12.2022г., в АО «B» от 27.02.2023г.

Ответы на запросы: АО «Н» от 05.01.2023г. о поступлении валютной выручки за период с 01.07.2022г. по 29.12.2022г.; АО «Б» от 09.01.2023г. о поступлении валютной выручки за период с 01.07.2022г. по 05.01.2023г., АО «B» от 03.03.2023г.

По акту налоговой проверки установлено, всего стоимость фактической отгрузки за 3квартал 2022г. составила 17 615 932 EUR, 16 558 863 USD, 77 156 000 RUB; поступление валютной выручки на дату составления заключения по данным банка составила 19 908 240 EUR, 27 831 341 USD, 127 177 800 RUB; сумма недопоступившей валютной выручки по сведениям банка составляет 1 004 199,5 EUR, 218 912,88 USD; НДС в сумме 109 992,7 тыс.тенге не подлежит к возврату в связи с недопоступлением валютной выручки, в том числе по:

  1. Контракту от 01.04.2011г.: покупатель «В», валюта контракта - доллар американский (USD); стоимость фактической отгрузки за период с 01.07.2022г. по 30.09.2022г. составляет - 623 118 USD; переходящий остаток валютной выручки на 01.07.2022г. составляет - (-) 258 546,80 USD; поступление валютной выручки на 01.07.2022г. по 30.09.2022г. составляет - 623 088 USD; всего поступление валютной выручки с 01.07.2022г. по 05.01.2023г. составляет - 662 811,92 USD; переходящий остаток валютной выручки на 30.09.2022г. составляет - (- )258 576,80 USD; сумма не поступившей валютной выручки по сведениям банка составляет 218 852,88 USD. Сумма НДС неподтвержденная возврату составляет 11 690,1 тыс.тенге.
  2. Контракту от 25.09.2019г.: покупатель «B» валюта контракта - евро (EUR);

Стоимость фактической отгрузки за период с 01.07.2022г. по 30.09.2022г. составляет - 5 588 310 EUR; переходящий остаток валютной выручки на 01.07.2022г. составляет - (-)1 671 209,50 EUR; поступление валютной выручки на 01.07.2022г. по 30.09.2022г. составляет - 5 314 802,50 EUR; всего поступление валютной выручки с 01.07.2022г. по 05.01.2023г. составляет - 6 362 167 EUR; переходящий остаток валютной выручки на 30.09.2022г. составляет - (-)1 944 717 EUR; сумма не поступившей валютной выручки по сведениям банка составляет 897 352,50 EUR. Сумма НДС неподтвержденная возврату составляет 48 692,8 тыс.тенге.

  1. Контракту от 18.05.2016г.: покупатель «N» валюта контракта - евро (EUR); стоимость фактической отгрузки за период с 01.07.2022г. по 30.09.2022г. составляет - 152 944 EUR; переходящий остаток валютной выручки на 01.07.2022г. составляет - (-)106 847 EUR; поступление валютной выручки на 01.07.2022г. по 30.09.2022г. составляет - 152 944 EUR; всего поступление валютной выручки с 01.07.2022г. по 05.01.2023г. составляет - 152 944 EUR; переходящий остаток валютной выручки на 30.09.2022г. составляет - (-)106 847 EUR; сумма не поступившей валютной выручки по сведениям банка составляет 106 847 EUR. Сумма НДС неподтвержденная возврату составляет 5 921,5 тыс.тенге.
  2. Контракту от 22.05.2017г.: покупатель ООО «Т» валюта контракта - доллар американский (USD); стоимость фактической отгрузки за период с 01.07.2022г. по 30.09.2022г. составляет - 19 900 USD; переходящий остаток валютной выручки на 01.07.2022г. - отсутствует; поступление валютной выручки на 01.07.2022г. по 30.09.2022г. составляет - 19 890 USD; всего поступление валютной выручки с 01.07.2022г. по 05.01.2023г. составляет - 19 890 USD; переходящий остаток валютной выручки на 30.09.2022г. составляет - (-)10 USD; сумма не поступившей валютной выручки по сведениям банка составляет 10 USD. Сумма НДС неподтвержденная возврату составляет 0,5 тыс.тенге.

Всего за период с 01.07.2022г. по 30.09.2022г. в связи с недопоступлением валютной выручки сумма НДС, неподтвержденная к возврату составило 66 304,9 тыс.тенге.

Кроме того, по результатам ранее проведенных налоговых проверок не подтверждено НДС к возврату:

- За 1 квартал 2021г. по результатам актов проверок от 06.09.2021г., от 04.03.2022г., от 31.08.2022г. не подтвержден НДС к возврату на сумму 1 604,7 тыс.тенге, в связи с недопоступлением валютной выручки в сумме 150 USD и 3 440 000 RUB;

- За 3 квартал 2021г. по результатам актов проверок от 04.03.2022г., от 31.08.2022г. не подтвержден НДС к возврату на сумму 2,7 тыс.тенге, в связи с недопоступлением валютной выручки в сумме 55 USD;

- За 4 квартал 2021г. по результату акта проверки от 09.06.2022г. не подтвержден НДС к возврату на сумму 19 404,9 тыс.тенге, в связи с недопоступлением валютной выручки в сумме 233 267 USD, 231 EUR и 14 256 000 RUB;

- За 1 квартал 2022г. по результату акта проверки от 31.08.2022г. не подтвержден НДС к возврату на сумму 22 675,5 тыс.тенге, в связи с недопоступлением валютной выручки в сумме 521 459 USD, 1 648 484 EUR.

По результатам ранее проведенных налоговых проверок не подтверждено превышение НДС в общей сумме 43 687,8 тыс.тенге.

В ходе рассмотрения жалобы Компания «А» представлены: акты сверок взаиморасчетов, ответы АО «Б» от 02.03.2023г., АО «Н» от 05.01.2023г., АО «B» от 03.03.2023г.

В ходе рассмотрения жалобы учтены ответы АО «Б» и АО «Н» по контрактам:

- от 23.02.2022г. поступление валютной выручки составило 1 496 040 EUR из ранее недопоступившей суммы в размере 1 496 040 EUR, в связи с чем по данному контракту подлежит возврату НДС в сумме 15 327,4 тыс.тенге;

- от 23.02.2022г. поступление валютной выручки составило 151 944 EUR из ранее недопоступившей суммы в размере 151 944 EUR, в связи с чем по данному контракту подлежит возврату НДС в сумме 1 556,7 тыс.тенге;

- от 11.03.2022г. поступление валютной выручки составило 206 160 USD из ранее недопоступившей суммы в размере 206 160 USD, в связи с чем по данному контракту подлежит возврату НДС в сумме 2 112,2 тыс.тенге;

- от 12.01.2022г. поступление валютной выручки составило 40 USD из ранее недопоступившей суммы в размере 40 USD, в связи с чем по данному контракту подлежит возврату НДС в сумме 0,4 тыс.тенге;

- от 12.03.2018г. поступление валютной выручки составило 23 970 USD из ранее недопоступившей суммы в размере 43 310 USD, остаток недопоступившей валютной выручки составляет 19 340 USD , в связи с чем по данному контракту подлежит возврату сумма НДС 245,6 тыс.тенге, не подлежит к возврату сумма НДС 198,1 тыс.тенге.

Таким образом, с учетом ответов АО «Н» от 05.01.2023г., АО «Б» от 09.01.2023г. подлежит возврату НДС в сумме 19 242,3 тыс.тенге.

С учетом изложенного, не подлежит возврату НДС на сумму 90 750,4 тыс.тенге (109 992,7-19 242,3) тыс.тенге в связи с недопоступлением валютной выручки.

Таким образом, учитывая пункт 7 статьи 152 Налогового кодекса, неподтверждение к возврату превышение НДС в сумме 19 242,3 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является необоснованным.

  1. Относительно превышения НДС, возвращенного из бюджета, но не подтвержденного к возврату НДС в сумме 224 082,3 тыс.тенге и начисления пени в сумме 48 086,2 тыс.тенге

Компания «А» в жалобе указано, что не согласно с превышением НДС, возвращенного из бюджета и неподтвержденного к возврату в сумме 224 082,3 тыс.тенге, с уплатой пени в сумме 48 086,2 тыс.тенге по результатам акта налоговой проверки.

Согласно акта налоговой проверки от 07.03.2023г. в соответствии с пунктами 5, 6 статьи 431 Налогового кодекса не подтвержден к возврату превышение НДС в сумме 224 082,3 тыс.тенге, ранее возвращенный из бюджета и неподтвержденным к возврату и начислены пени сумме 48 086,2 тыс.тенге.

Проверив доводы Компании «А», исследовав представленные органом государственных доходов материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 5 статьи 431 Налогового кодекса установлено, что сумма превышения НДС, по которой налогоплательщиком в декларации указано требование о возврате суммы превышения НДС, возвращенная из бюджета, но не подтвержденная в последующем по результатам налогового контроля, подлежит уплате в бюджет налогоплательщиком в случае его согласия в соответствии с подпунктом 1) части второй пункта 2 статьи 96 Налогового кодекса на основании уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, или уведомления о результатах проверки.

Согласно пункту 6 статьи 431 Налогового кодекса суммы, указанные в пункте 5 настоящей статьи, подлежат уплате в бюджет с начислением пени за каждый день с даты возврата из бюджета в размере, указанном в пункте 4 статьи 104 Налогового кодекса.

По результатам акта налоговой проверки в соответствии с пунктом 5 статьи 431 Налогового кодекса подлежит перечислению в бюджет НДС в сумме 224 082,3 тыс.тенге с начислением пени в размере 48 086,2 тыс.тенге, в том числе: за 4 квартал 2019г. 51 830,2 тыс.тенге, пени 15 353,9 тыс.тенге; за 1 квартал 2020г. 4 028,1 тыс.тенге, пени 884,6 тыс.тенге; за 2 квартал 2020г. - 11 720,5 тыс.тенге, пени 1 712,8 тыс.тенге; за 3 квартал 2020г. 19 565,2 тыс.тенге, пени 5 427,6 тыс.тенге; за 4 квартал 2020г. 24 172,1 тыс.тенге, пени 5 723,0 тыс.тенге; за 1 квартал 2021г. 46 616,1 тыс.тенге, пени 10 975,4 тыс.тенге; за 2 квартал 2021г. - 9 071,0 тыс.тенге, пени 1 214,3 тыс.тенге; за 3 квартал 2021г. - 21 554,4 тыс.тенге, пени 2 220,6 тыс.тенге; за 4 квартал 2021г. 29 646,3 тыс.тенге, пени 3 968,5 тыс.тенге; за 1 квартал 2022г. - 5 878,4 тыс.тенге, пени 605,6 тыс.тенге.

В рассматриваемом случае, Компанией «А» предъявлено требование о возврате превышения НДС в сумме 1 894 306,4 тыс.тенге за период с 01.10.2019г. по 30.09.2022г.

По результатам акта налоговой проверки от 07.03.2023г. подтверждено превышение НДС на сумму 1 726 835,0 тыс.тенге, из них 936 098,5 тыс.тенге возвращено в упрощенном порядке и 790 736,5 тыс.тенге подтверждено к возврату в общеустановленном порядке. Сумма НДС, не подлежащая возврату в бюджет, составляет 224 082,3 тыс.тенге.

Таким образом, подлежит возврату в бюджет превышение НДС в сумме 224 082,3 тыс.тенге, ранее возвращенный из бюджета и не подтвержденной к возврату. В этой связи, учитывая нормы 5, 6 статьи 431 Налогового кодекса, подтверждение к возврату в бюджет превышения НДС в сумме 224 082,3, ранее возвращенного из бюджета и не подтвержденного к возврату по результатам налоговой проверки является обоснованным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение - отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки в части неподтверждения к возврату превышения НДС в сумме 19 242,3 тыс.тенге в связи с недопоступлением валютной выручки, а в остальной части оставить без изменения.

  • 3849
  • 0
  • 25 июля 2023

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.