Отказ в возврате НДС по выявленным нарушениям по аналитическому отчету «Пирамида»

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «К» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) начисления НДС и суммы превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, неподтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка по вопросам подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных к возврату за период с 01.01.2022г. по 30.06.2022г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении НДС на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан в сумме налога 0,01 тыс.тенге, и о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет в сумме 21 021,2 тыс.тенге.

Компания «К» не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для начисления обжалуемой суммы и соответствующей суммы пени явилось нарушение пункта 1 статьи 152 Налогового кодекса начисленный НДС в сумме 0,01 тыс.тенге, и сумма превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, неподтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет составил в сумме 21 021,2 тыс.тенге.

С данным выводом налогового органа Компания «К» не согласна из-за того, что излишне заявленной к возврату суммы превышения НДС в сумме 4 250,9 тыс.тенге в акте проверки отсутствуют доводы и расчет по исчислению излишне заявленной суммы. Также, отсутствует подробное описание нарушений со ссылкой на соответствующую норму налогового законодательства Республики Казахстан.

Компания «К» считает, что по акту проверки неподтверждение к возврату превышения суммы НДС в связи с выявленными нарушениями в результате применения системы управления рисками (далее – СУР) в размере 16 770,3 тыс.тенге необоснованным, так как отсутствуют сведения о сумме баллов и расчет определения баллов.

Также Компания «К» в жалобе указывает, что поставщики, по которым выявлены нарушения по результатам сформированного аналитического отчета «Пирамида», в списке неблагонадежных налогоплательщиков на официальном сайте Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан kgd.gov.kz отсутствуют.

Кроме того, Компания «К» в жалобе приводит пункт 44 Правил возврата превышения налога на добавленной стоимости и применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения налога на добавленной стоимости, а также критериев степени риска, утвержденный приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2018 года №391 в редакции по состоянию на 28.03.2022г., (далее - Правила №391) и считает, что аналитический отчет «Пирамида» сформирован по истечении сроков, указанных в подпунктах 1-3) пункта 44 данных Правил.

При этом, по мнению Компании «К» в ходе проверки в соответствии с подпунктом 6) пункта 46 Правил №391 налоговый орган доходов обязан был прекратить формирование аналитического отчета «Пирамида» по поставщику 1-го уровня Компании «О», отнесенный в зачет НДС в сумме 0,7 тыс.тенге, что составляет менее 10 МРП.

Также, Компания «К» в жалобе указывает, что Компания «S», Компания «А», Компания «N», Компания «B», Компания «V», Компания «T», Компания «C», Компания «Z» и Компания «Н» не являются неблагонадежными поставщиками, письмами данных поставщиков расхождения не подтверждены и разблокированы в ИС ЭСФ.

Проверив доводы Компании «К», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Проверка произведена на основании требования о возврате превышения НДС, указанного в декларации по НДС (ф.300.00) за 1-2 кварталы 2022г. в сумме 24 148,8 тыс.тенге (в том числе за 1 квартал 2022г. в сумме 16 017,3 тыс.тенге, за 2 квартал 2022г. в сумме 8 131,4 тыс.тенге).

При этом, по результатам налоговой проверки не подтверждено превышение НДС, не подлежащего возврату, в сумме 21 021,2 тыс.тенге, в том числе:

16 770,3 тыс.тенге - сумма НДС, неподлежащая возврату в связи с применением СУР;

4 250,9 тыс.тенге - излишне предъявленная налогоплательщиком сумма НДС.

Согласно пункту 2 статьи 431 Налогового кодекса основаниями для возврата суммы превышения налога на добавленную стоимость является акт налоговой проверки по подтверждению достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость, предъявленной к возврату, с учетом результатов его обжалования (при обжаловании налогоплательщиком).

Статьей 152 Налогового кодекса предусмотрены особенности проведения тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость.

Согласно пункту 11 статьи 152 Налогового кодекса аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности по НДС и (или) сведений информационных систем.

В соответствии с пунктом 75 пункта 1 Налогового кодекса информационная система электронных счетов-фактур – информационная система уполномоченного органа, посредством которой осуществляются прием, обработка, регистрация, передача и хранение счетов-фактур, выписанных в электронной форме.

Кроме того, Приказом Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан - Министра финансов Республики Казахстан от 22.04.2019г. №370 утверждены Правила выписки счета-фактуры в электронной форме в информационной системе электронных счетов-фактур и его формы.

Согласно подпункту 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа отчета «Пирамида».

Кроме того, следует указать, что Правила №391 разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 137 и пунктом 10 статьи 429 Налогового кодекса и подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан «О государственных услугах» и устанавливают порядок возврата сумм превышения НДС с применением СУР.

Так, согласно пункта 43 Правил №391 если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска превышает порог баллов, установленный Комитетом, отчет «Пирамида» по таким налогоплательщикам не формируется.

Если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска не превышает порог баллов, установленный Комитетом, то по таким налогоплательщикам формируется отчет «Пирамида».

При этом, пунктом 39 Правил №391 определено, что для определения риска извлечения налогоплательщиком выгоды из своих незаконных действий в целях получения налоговых выгод (налоговой экономии) и уменьшения налоговых платежей применяются критерии, которые являются конфиденциальной информацией, не подлежащей разглашению, в том числе налогоплательщику, по которому произведена оценка степени (уровня) риска.

Согласно пунктам 11 и 45 Правил №391 при проведении тематической проверки по подтверждению достоверности сумм превышения НДС, предъявленных к возврату, а также достоверности сумм НДС, возвращенных из бюджета услугополучателю, в отношении которого применен упрощенный порядок возврата, налоговый орган доходов формирует по проверяемому услугополучателю с применением информационной системы за проверяемый налоговый период аналитический отчет «Пирамида» по поставщикам.

Отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого услугодателем на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности по НДС и (или) сведений ИС, а также сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика.

Согласно пункту 52 Правил №391 при выявлении по результатам отчета «Пирамида» у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности суммы превышения НДС, производится в пределах сумм, указанных в требовании и (или) в налоговом заявлении, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены нарушения налогового законодательства, учитывая следующие факты, но не ограничиваясь ими:

1) расхождения между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика, и (или) сведениями ИС электронных счетов фактур (далее – ЭСФ) и других ИС ОГД;

2) расхождения между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика и (или) сведений, указанных в реестре счетов-фактур по реализованным товарам, работам, услугам, и сведениями в реестре счетов-фактур покупателя по приобретенным им товарам, работам, услугам;

Пунктом 67 Правил №391 предусмотрено, что не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки, согласно пункту 12 статьи 152 Налогового кодекса:

1) не получены ответы на запросы на проведение встречных проверок по подтверждению достоверности взаиморасчетов с поставщиком;

2) по поставщикам проверяемого услугополучателя выявлены нарушения по результатам анализа отчета «Пирамида»;

3) не подтверждена достоверность сумм НДС;

Следует отметить, что согласно Приказу Председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан  от 25.11.2022г. №693 «О некоторых вопросах расчета критериев степени рисков» (далее - Приказ №693) утвержден Порядок расчета критериев степени риска, а также установлен порог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска в размере 350 (тридцать пятьдесят) баллов.

При этом, согласно информации, предоставленной Комитетом государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан, в ходе рассмотрения жалобы суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска по Компании составил 57,13 баллов, что не превышает порог баллов (350), установленный Комитетом, соответственно, в ходе налоговой проверки Компании, в целях подтверждения достоверности суммы превышения НДС сформирован отчет «Пирамида».

По результатам отчета «Пирамида» по непосредственным поставщикам и поставщикам различных уровней установлены нарушения на общую сумму 16 770,3 тыс.тенге, в том числе:

По результатам аналитического отчета «Пирамида» по непосредственным поставщикам и поставщикам различных уровней установлены нарушения на общую сумму 16 770,3 тыс.тенге, в том числе:

  1. Компания «К» отнесло в зачет НДС в сумме 12 247,4 тыс.тенге по поставщику 1 уровня Компания «G», у которого:

1.1. поставщиком 2 уровня Компания «P» (НДС в сумме 4 198,3 тыс.тенге), поставщик 3 уровня Компания «S» (НДС в сумме 4 218,5 тыс.тенге), у которого ограничена выписка ЭСФ в ИС ЭСФ 04.09.2022г., которое снято 05.09.2022г.

Вместе с тем, как следует из информации Комитета государственных доходов, поставщиком 3 уровня Компания «S» отнесены в зачет:

поставщик 4 уровня Компания «R» (НДС в сумме 8 412,0 тыс.тенге), поставщик 5 уровня Компания «А» (НДС в сумме 7 980,7 тыс.тенге), поставщик 6 уровня Компания «С» (НДС в сумме 2 192,8 тыс.тенге), поставщик 7 уровня Компания «K» (НДС в сумме 9 365, 5 тыс.тенге), с высокой степенью риска, у которого ограничена выписка ЭСФ в ИС ЭСФ 27.07.2022г., соответственно, не подлежит возврату превышение НДС на сумму 2 192,8 тыс.тенге.

поставщик 4 уровня Компания «R» (НДС в сумме 3 839,8 тыс.тенге), поставщик 5 уровня Компания «С» (НДС в сумме 12 724,7 тыс.тенге), с высокой степенью риска, у которого ограничена выписка ЭСФ в ИС ЭСФ 27.07.2022г., соответственно, не подлежит возврату НДС в сумме 3 839,8 тыс.тенге.

поставщик 4 уровня Компания «Д» (НДС в сумме 2 277,0 тыс.тенге), поставщик 5 уровня Компания «G» (НДС в сумме 2 397,6 тыс.тенге), поставщик 6 уровня Компания «B» (НДС в сумме 717,2 тыс.тенге), с высокой степенью риска, у которого ограничена выписка ЭСФ в ИС ЭСФ 22.08.2022г., соответственно, не подлежит возврату НДС в сумме 717,2 тыс.тенге.

Также следует отметить, что по поставщику 2 уровня Компания «P» (НДС в сумме 4 198,3 тыс.тенге) отнесены в зачет по поставщику 3 уровня Компания «M» (НДС в сумме 516 672,2 тыс.тенге), которым отнесены НДС в зачет:

поставщик 4 уровня Компания «L» (НДС в сумме 528 050,6 тыс.тенге), поставщик 5 уровня Компания «А» (НДС в сумме 6 298,5 тыс.тенге), с высокой степенью риска, у которого ограничена выписка ЭСФ в ИС ЭСФ 05.07.2022г., соответственно, не подлежит возврату НДС в сумме 4 198,3 тыс.тенге.

поставщик 4 уровня Компания «L» (НДС в сумме 528 050,6 тыс.тенге), поставщик 5 уровня Компания «U» (НДС в сумме 342 411,7 тыс.тенге), поставщик 6 уровня Компания «N» (НДС в сумме 465 152,3 тыс.тенге), с высокой степенью риска, у которого ограничена выписка ЭСФ в ИС ЭСФ 05.07.2022г., соответственно, не подлежит возврату НДС в сумме 4 198,3 тыс.тенге.

поставщик 4 уровня Компания «K» (НДС в сумме 177 447,5 тыс.тенге), поставщик 5 уровня Компания «S» (НДС в сумме 58 265,0 тыс.тенге), поставщик 6 уровня Компания «D» (НДС в сумме 32 294,2 тыс.тенге), неблагонадежный налогоплательщик с 30.12.2019г., у которого государственная перерегистрация от 30.12.2019г. признана недействительной, соответственно, не подлежит возврату НДС в сумме 4 198,3 тыс.тенге.

1.2 поставщик 2 уровня Компания «P» (НДС в сумме 45 750,4 тыс.тенге) отнесены в зачет:

по поставщику 3 уровня уровня Компания «А» (НДС в сумме 2 208,3 тыс.тенге), у которого ограничена выписка ЭСФ в ИС ЭСФ 31.05.2021г., которое снято 21.09.2021г., которым отнесены НДС в зачет поставщик 4 уровня Компания «V» (НДС в сумме 10 353,4 тыс.тенге), поставщик 5 уровня Компания «S» (НДС в сумме 5 857,4 тыс.тенге), поставщик 6 уровня Компания «S» (НДС в сумме 40 874,2 тыс.тенге), поставщик 7 уровня Компания «P» (НДС в сумме 68 233,2 тыс.тенге), поставщик 8 уровня Компания «O» (НДС в сумме 1 230,0 тыс.тенге), поставщик 9 уровня Компания «А» (НДС в сумме 2 931,5 тыс.тенге), с высокой степенью риска, у которого ограничена выписка ЭСФ в ИС ЭСФ 22.08.2022г., соответственно, не подлежит возврату НДС в сумме 1 230,0 тыс.тенге.

поставщик 3 уровня Компания «М» (НДС в сумме 27 512,8 тыс.тенге), поставщик 4 уровня Компания «А» (НДС в сумме 31 721,8 тыс.тенге), поставщик 5 уровня Компания «А» (НДС в сумме 2 818,8 тыс.тенге), поставщик 6 уровня Компания «I» (НДС в сумме 2 234,6 тыс.тенге), поставщик 7 уровня Компания «A» (НДС в сумме 2 073,9 тыс.тенге), с высокой степенью риска, у которого ограничена выписка ЭСФ в ИС ЭСФ 27.07.2022г., а также поставщик 7 уровня Компания «M» (НДС в сумме 1 028,2 тыс.тенге), с высокой степенью риска, у которого ограничена выписка ЭСФ в ИС ЭСФ 05.07.2022г., соответственно, не подлежат возврату НДС в сумме 2 073,9 тыс.тенге и 1 028,2 тыс.тенге.

поставщик 3 уровня Компания «С» (НДС в сумме 2 205,5 тыс.тенге), поставщик 4 уровня Компания «A» (НДС в сумме 4 411,0 тыс.тенге), с высокой степенью риска, у которого ограничена выписка ЭСФ в ИС ЭСФ 05.07.2022г., не подлежит возврату НДС в сумме 2 205,5 тыс.тенге.

1.3 по поставщику 2 уровня Компания «G» (НДС в сумме 3 278,3 тыс.тенге) отнесен в зачет по поставщикам 3 уровня Компания «S» (НДС в сумме 1 049,1 тыс.тенге), у которого ограничена выписка ЭСФ в ИС ЭСФ 04.09.2022г., которое снято 05.09.2022г., Компания «С» (НДС в сумме 825,9 тыс.тенге), у которого ограничена выписка ЭСФ в ИС ЭСФ 04.09.2022г., которое снято 04.09.2022г., Компания «А» (НДС в сумме 75,7 тыс.тенге), у которого ограничена выписка ЭСФ в ИС ЭСФ 04.09.2022г., которое снято 04.09.2022г., Компания «B» (НДС в сумме 53,6 тыс.тенге), у которого ограничена выписка ЭСФ в ИС ЭСФ 03.09.2022г., которое снято 03.09.2022г.

Вместе с тем, поставщиком 2 уровня Компания «G» (НДС в сумме 3 278,3 тыс.тенге) отнесены в зачет от поставщика 3 уровня Компания «M» (НДС в сумме 31 459,8 тыс.тенге), поставщик 4 уровня Компания «M» (НДС в сумме 528 050,6 тыс.тенге), поставщика 5 уровня Компания «А» (НДС в сумме 6 298,5 тыс.тенге), которому ограничена выписка ЭСФ в ИС ЭСФ 05.07.2022г., соответственно, не подлежит возврату превышение НДС на сумму 3 278,3 тыс.тенге.

Также, по поставщику 5 уровня Компания «U» (НДС в сумме 342 411,7 тыс.тенге), поставщик 6 уровня Компания «N» (НДС в сумме 465 152,3 тыс.тенге), с высокой степенью риска, у которого ограничена выписка ЭСФ в ИС ЭСФ 05.07.2022г., соответственно, не подлежит возврату НДС в сумме 3 278,3 тыс.тенге.

Кроме того, по поставщику поставщика 3 уровня Компания «M» (НДС в сумме 31 459,8 тыс.тенге) отнесен в зачет поставщик 4 уровня Компания «K» (НДС в сумме 177 447,5 тыс.тенге), поставщик 5 уровня Компания «S» (НДС в сумме 58 265,0 тыс.тенге), поставщик 6 уровня Компания «Д» (НДС в сумме 32 294,2 тыс.тенге), неблагонадежный налогоплательщик с 30.12.2019г., у которого государственная перерегистрация от 30.12.2019г. признана недействительной, соответственно, не подлежит возврату НДС в сумме 3 278,3 тыс.тенге.

Далее, поставщиком 2 уровня Компания «G» (НДС в сумме 3 278,3 тыс.тенге) отнесены в зачет от поставщика поставщик 3 уровня Компания «С» (НДС в сумме 14 265,5 тыс.тенге), поставщик 4 уровня Компания «D» (НДС в сумме 10 317,1 тыс.тенге), неблагонадежный налогоплательщик с 30.12.2019г., у которого судом государственная перерегистрация от 30.12.2019г. признана недействительной, соответственно, не подлежит возврату НДС в сумме 3 278,3 тыс.тенге.

1.4 по поставщику 2 уровня Компания «K» (НДС в сумме 5 723,8 тыс.тенге), поставщик 3 уровня Компания «S» (НДС в сумме 634,3 тыс.тенге), у которого ограничена выписка ЭСФ в ИС ЭСФ 04.09.2022г., которое снято 05.09.2022г.

Вместе с тем, Компания «K» отнесены в зачет по поставщику 3 уровня Компания «M» (НДС в сумме 30 216,2 тыс.тенге), поставщик 4 уровня Компания «M» (НДС в сумме 528 050,6 тыс.тенге), поставщик 5 уровня Компания «А» (НДС в сумме 6 298,5 тыс.тенге), с высокой степенью риска, у которого ограничена выписка ЭСФ в ИС ЭСФ 05.07.2022г., соответственно, не подлежит возврату НДС в сумме 5 723,8 тыс.тенге.

Также, по поставщику 5 уровня Компания «U» (НДС в сумме 342 411,7 тыс.тенге), поставщик 6 уровня Компания «N» (НДС в сумме 465 152,3 тыс.тенге), с высокой степенью риска, у которого ограничена выписка ЭСФ в ИС ЭСФ 05.07.2022г., соответственно, не подлежит возврату НДС в сумме 5 723,8 тыс.тенге.

Кроме того, по поставщику поставщика 3 уровня Компания «M» (НДС в сумме 31 459,8 тыс.тенге) отнесен в зачет поставщик 4 уровня Компания «K» (НДС в сумме 177 447,5 тыс.тенге), поставщик 5 уровня Компания «S» (НДС в сумме 58 265,0 тыс.тенге), поставщик 6 уровня Компания «D» (НДС в сумме 32 294,2 тыс.тенге), неблагонадежный налогоплательщик с 30.12.2019г., у которого государственная перерегистрация от 30.12.2019г. признана недействительной, соответственно, не подлежит возврату НДС в сумме 5 723,8 тыс.тенге.

Далее, поставщиком 2 уровня Компания «К» отнесены в зачет от поставщика поставщик 3 уровня Компания «С» (НДС в сумме 14 265,5 тыс.тенге), поставщик 4 уровня Компания «D» (НДС в сумме 10 317,1 тыс.тенге), неблагонадежный налогоплательщик с 30.12.2019г., у которого судом государственная перерегистрация от 30.12.2019г. признана недействительной, соответственно, не подлежит возврату НДС в сумме 5 723,8 тыс.тенге.

1.4 по поставщику 2 уровня Компания «A» (НДС в сумме 1 614,9 тыс.тенге), поставщики 3 уровня Компания «B» (НДС в сумме 1 224,5 тыс.тенге), неблагонадежный налогоплательщик, у которого ограничена выписка ЭСФ в ИС ЭСФ 27.07.2022г., не подлежит возврату НДС в сумме 1 224,5 тыс.тенге.

Вместе с тем, Компания «A» отнесены в зачет по поставщику 3 уровня Компания «M» (НДС в сумме 1 854,5 тыс.тенге), поставщик 4 уровня Компания «M» (НДС в сумме 528 050,6 тыс.тенге), поставщик 5 уровня Компания «А» (НДС в сумме 6 298,5 тыс.тенге), с высокой степенью риска, у которого ограничена выписка ЭСФ в ИС ЭСФ 05.07.2022г., соответственно, не подлежит возврату НДС в сумме 1 854,5 тыс.тенге.

Также, по поставщику 5 уровня Компания «U» (НДС в сумме 342 411,7 тыс.тенге), поставщик 6 уровня Компания «N» (НДС в сумме 465 152,3 тыс.тенге), с высокой степенью риска, у которого ограничена выписка ЭСФ в ИС ЭСФ 05.07.2022г., соответственно, не подлежит возврату НДС в сумме 1 854,5  тыс.тенге.

Кроме того, по поставщику поставщика 3 уровня Компания «M» (НДС в сумме 1 854,5 тыс.тенге) отнесен в зачет поставщик 4 уровня Компания «K» (НДС в сумме 177 447,5 тыс.тенге), поставщик 5 уровня Компания «S» (НДС в сумме 58 265,0 тыс.тенге), поставщик 6 уровня Компания «D» (НДС в сумме 32 294,2 тыс.тенге), неблагонадежный налогоплательщик с 30.12.2019г., у которого государственная перерегистрация от 30.12.2019г. признана недействительной, соответственно, не подлежит возврату НДС в сумме 1 854,5 тыс.тенге.

Далее, поставщиком 2 уровня Компания «A» отнесены в зачет от поставщика поставщик 3 уровня Компания «С» 288 (НДС в сумме 515,4 тыс.тенге), поставщик 4 уровня Компания «D» (НДС в сумме 10 317,1 тыс.тенге), неблагонадежный налогоплательщик с 30.12.2019г., у которого судом государственная перерегистрация от 30.12.2019г. признана недействительной, соответственно, не подлежит возврату НДС в сумме 1 854,5 тыс.тенге.

1.5 по поставщику 2 уровня Компания «T» (НДС в сумме 1 035,2 тыс.тенге), поставщики 3 уровня ИП «Т» (НДС в сумме 1 663,2 тыс.тенге), у которого ограничена выписка ЭСФ в ИС ЭСФ 02.09.2022г., которая снята в тот же день.

Вместе с тем, Компания «T» отнесено в зачет по поставщику 3 уровня Компания «М» (НДС в сумме 46 802,1 тыс.тенге), поставщик 4 уровня Компания «H» (НДС в сумме 17 313,1 тыс.тенге), поставщик 5 уровня Компания «O» (НДС в сумме 1 512,0 тыс.тенге), поставщик 6 уровня Компания «А» (НДС в сумме 2 931,5 тыс.тенге), у которого ограничена выписка ЭСФ в ИС ЭСФ 22.08.2022г., соответственно, не подлежит возврату НДС в сумме 1 035,2 тыс.тенге.

1.6 поставщик 2 уровня Компания «А» (НДС в сумме 943,2 тыс.тенге), поставщик 3 уровня ИП «Ш» (НДС в сумме 634,4 тыс.тенге), у которого ограничена выписка ЭСФ в ИС ЭСФ 04.09.2022г., которое снято 05.09.2022г.

Вместе с тем, Компания «А» отнесено в зачет по поставщику 3 уровня Компания «А» (НДС в сумме 140 071,2 тыс.тенге), поставщик 4 уровня Компания «A» (НДС в сумме 10 714,4 тыс.тенге), поставщик 5 уровня Компания «С» (НДС в сумме 6 533,8 тыс.тенге), поставщик 6 уровня Компания «D» (НДС в сумме 10 317,1 тыс.тенге), неблагонадежный налогоплательщик с 30.12.2019г., у которого перерегистрация признана недействительной, соответственно, не подлежит возврату НДС в сумме 943,2 тыс.тенге.

Также, поставщиком 2 уровня Компания «А» отнесены в зачет от поставщика поставщик 3 уровня Компания «С» (НДС в сумме 1 566,5 тыс.тенге), поставщик 4 уровня Компания «D» (НДС в сумме 10 317,1 тыс.тенге), неблагонадежный налогоплательщик с 30.12.2019г., у которого судом государственная перерегистрация от 30.12.2019г. признана недействительной, соответственно, не подлежит возврату НДС в сумме 943,2 тыс.тенге.

Учитывая изложенное, с учетом выявленных нарушений во втором и в последующих уровнях не подлежит возврату превышение НДС в сумме 12 247,4 тыс.тенге по поставщику 1 уровня Компания «G».

2) Компания «К» отнесло в зачет НДС в сумме 2 825,1 тыс.тенге по поставщику 1 уровня Компания «С», у которого по поставщику 2 уровня Компания «C» (НДС в сумме 392 488,7 тыс.тенге), выявлены нарушения камерального контроля в виде занижения НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС по выписанным счетам-фактурам, отраженным в ИС ЭСФ на сумму 9 835,0 тыс.тенге. Направлен запрос в управление государственных доходов (далее - УГД) от 26.07.2022г. №48-10, который не исполнен. Повторно направлен запрос от 20.10.2022г. №90-1.

Как следует из жалобы, Компания «C» представлена 22.08.2022г. дополнительная декларация по НДС (ф.300.00) за 1 квартал 2022г. с начислением НДС на сумму 3 377,8 тыс.тенге, при этом, как указано выше по результатам камерального контроля выявлены нарушения на сумму 9 835,0 тыс.тенге.

Также, следует отметить, 14.03.2023г. Компания «C» представлена дополнительная декларация по НДС (ф.300.00) за 1 квартал 2022г. с начислением НДС на сумму 9 773,1 тыс.тенге.

Следовательно, Компания «C» выявленные нарушения по результатам камерального контроля устранены после завершения налоговой проверки от 29.11.2022г. №90, соответственно, не подлежит возврату превышение НДС на сумму 2 825,1 тыс.тенге по поставщику 1 уровня Компания «С».

3) Компания «К» отнесло в зачет НДС в сумме 525,0 тыс.тенге по поставщику 1 уровня Компания «Н», у которого выявлены нарушения камерального контроля в виде занижения НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС по выписанным счетам-фактурам, отраженным в ИС ЭСФ на сумму 536,8 тыс.тенге. Направлен запрос в УГД от 01.11.2022г. №90-97.

При этом, подтверждением устранения нарушений является ответ УГД, а не ответ Компания «Н», направленное 03.02.2023г. в адрес Компании «К».

Учитывая изложенное, не подлежит возврату превышение НДС на сумму 525,0 тыс.тенге по поставщику 1 уровня Компания «Н».

4) Компания «К» отнесло в зачет НДС в сумме 262,5 тыс.тенге по поставщику 1 уровня Компания «V», у которого по поставщику 2 уровня Компания «С» (НДС в сумме 2 427,3 тыс.тенге), у поставщика 3 уровня Компания «C» (НДС в сумме 392 488,7 тыс.тенге), выявлены нарушения камерального контроля в виде занижения НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС по выписанным счетам-фактурам, отраженным в ИС ЭСФ на сумму 9 835,0 тыс.тенге. Направлен запрос в УГД от 26.07.2022г. №48-10, который не исполнен. Повторно направлен запрос от 20.10.2022г. №90-1.

Соответственно, не подлежит возврату превышение НДС на сумму 262,5 тыс.тенге по поставщику 1 уровня Компания «V».

5) Компания «К» отнесло в зачет НДС в сумме 254,5 тыс.тенге по поставщику 1 уровня Компания «С», у которого установлено нарушение камерального контроля в виде занижения НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС по выписанным счетам-фактурам, отраженным в ИС ЭСФ на сумму 351,0 тыс.тенге. Направлен запрос в УГД от 01.11.2022г. №ОАНДС-341-23.

При этом, подтверждением устранения нарушений является ответ УГД, а не ответ Компания «С», направленное 07.02.2023г. в адрес Компании «К».

Учитывая изложенное, не подлежит возврату превышение НДС на сумму 254,5 тыс.тенге по поставщику 1 уровня Компания «С».

6) Компания «К» отнесло в зачет НДС в сумме 216,8 тыс.тенге по поставщику 1 уровня ИП «Ж», у которого по поставщику 2 уровня Компания «О» (НДС в сумме 313,0 тыс.тенге), у поставщика 3 уровня Компания «C» (НДС в сумме 279,9 тыс.тенге), выявлено нарушение камерального контроля в виде занижения НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС по выписанным счетам-фактурам, отраженным в ИС ЭСФ на сумму 9 835,0 тыс.тенге. Направлен запрос в УГД от 26.07.2022г. №48-10, который не исполнен. Повторно направлен запрос от 20.10.2022г. №90-1, при этом ответ от УГД на момент завершения налоговой проверки не получен.

Соответственно, не подлежит возврату превышение НДС на сумму 216,8 тыс.тенге по поставщику 1 уровня ИП «Ж».

7) Компания «К» отнесло в зачет НДС в сумме 111,3 тыс.тенге по поставщику 1 уровня Компания «Z», у которого по поставщику 2 уровня является Компания «К» (НДС в сумме 353,0 тыс.тенге), по которому как указано выше выявлены нарушения камерального контроля на различных уровнях поставщиков.

При этом, следует указать в описательной части акта налоговой проверки отражены нарушения, выявленные по результатам камерального контроля  на различных уровнях поставщиков.

Соответственно, не подлежит возврату превышение НДС на сумму 111,3 тыс.тенге по поставщику 1 уровня Компания «S».

8) Компания «К» отнесло в зачет НДС в сумме 104,1 тыс.тенге по поставщику 1 уровня Компания «E», у которого по поставщику 2 уровня Компания «Г» (НДС в сумме 134 321,6 тыс.тенге), выявлены нарушения камерального контроля на различных уровнях поставщиков, который является непосредственным поставщиком Компании.

Соответственно, не подлежит возврату превышение НДС на сумму 104,1 тыс.тенге по поставщику 1 уровня Компания «E».

9) Компания «К» отнесло в зачет НДС в сумме 92,1 тыс.тенге по поставщику 1 уровня Компания «Y», у которого по поставщику 2 уровня Компания «Р» (НДС в сумме 354,7 тыс.тенге), у поставщика 3 уровня Компания «P» (НДС в сумме 1 870,8 тыс.тенге), и у поставщика 4 уровня Компания «T» (НДС в сумме 1 616,7 тыс.тенге), выявлены нарушения камерального контроля в виде занижения НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС по выписанным счетам-фактурам, отраженным в ИС ЭСФ на сумму 1 662,1 тыс.тенге. Направлен запрос в УГД от 20.10.2022г. №86/4.

Соответственно, не подлежит возврату превышение НДС на сумму 92,1 тыс.тенге по поставщику 1 уровня Компания «Ю».

10) Компания «К» отнесло в зачет НДС в сумме 58,1 тыс.тенге по поставщику 1 уровня Компания «J», у которого по поставщику 3 уровня Компания «A» (НДС в сумме 62,3 тыс.тенге), выявлены нарушения камерального контроля в виде занижения НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС по выписанным счетам-фактурам, отраженным в ИС ЭСФ на сумму 9 166,1 тыс.тенге. Направлен запрос в УГД от 19.10.2022г. №87-5.

Соответственно, не подлежит возврату превышение НДС на сумму 58,1 тыс.тенге по поставщику 1 уровня Компания «J».

11) Компания «К» отнесло в зачет НДС в сумме 37,5 тыс.тенге по поставщику 1 уровня Компания «T», у которого по поставщику 2 уровня Компания «C» (НДС в сумме 1 050,1 тыс.тенге), выявлено нарушение камерального контроля в виде занижения НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС по выписанным счетам-фактурам, отраженным в ИС ЭСФ на сумму 9 835,0 тыс.тенге. Направлен запрос в УГД от 26.07.2022г. №48-10, который не исполнен. Повторно направлен запрос от 20.10.2022г. №90-1.

Соответственно, не подлежит возврату превышение НДС на сумму 37,5 тыс.тенге по поставщику 1 уровня Компания «T».

12) Компания «К» отнесло в зачет НДС в сумме 35,1 тыс.тенге по поставщику 1 уровня ИП «П», у которого по поставщику 2 уровня Компания «C» (НДС в сумме 1 847,6 тыс.тенге), выявлено нарушение камерального контроля в виде занижения НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС по выписанным счетам-фактурам, отраженным в ИС ЭСФ на сумму 9 835,0 тыс.тенге. Направлен запрос в УГД от 26.07.2022г. №48-10, который не исполнен. Повторно направлен запрос от 20.10.2022г. №90-1.

Соответственно, не подлежит возврату превышение НДС на сумму 35,1 тыс.тенге по поставщику 1 уровня ИП «П».

13) Компания «К» отнесло в зачет НДС в сумме 0,7 тыс.тенге по поставщику 1 уровня Компания «О», у которого по поставщику 2 уровня Компания «C» (НДС в сумме 279,9 тыс.тенге), нарушение камерального контроля в виде занижения по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС по выписанным счетам-фактурам, отраженным в ИС ЭСФ на сумму 9 835,0 тыс.тенге. Направлен запрос в УГД от 26.07.2022г. №48-10, который не исполнен. Повторно направлен запрос от 20.10.2022г. №90-1.

Соответственно, не подлежит возврату превышение НДС на сумму 0,7 тыс.тенге по поставщику 1 уровня Компания «О».

Необходимо отметить, что в пункте 2.10. акта проверки «Применение Системы управления рисками в целях возврата превышения НДС» подробно отражены выявленные нарушения, а именно указаны наименование поставщиков первого и последующих уровней, у которых установлено занижение сумм НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС о выписанным счетам-фактурам, отраженным в ИС ЭСФ (по данным сформированного аналитического отчета «Пирамида» по поставщикам), суммы занижения НДС, номера и даты запросов, направленных в территориальные органы государственных доходов для устранения нарушений.

Как следует из акта проверки, на момент завершения проверки, выявленные нарушения камерального контроля вышеперечисленными поставщиками первого и последующих уровней не устранены.

С учетом изложенного, по результатам проверки не подтвержден возврат превышения НДС на сумму 16 770,3 тыс.тенге в связи с нарушениями, выявленными по результатам аналитического отчета «Пирамида» по поставщикам первого и последующих уровней и не устраненными в период проведения проверки.

Таким образом, учитывая нормы статьи 152 Налогового кодекса, неподтверждение к возврату превышение НДС в сумме 16 770,3 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

Относительно неподтверждения к возврату в связи с излишне предъявленной суммы превышения НДС в размере 4 250,9 тыс.тенге, следует отметить.

В соответствии с пунктом 1 статьи 429 Налогового кодекса, если иное не предусмотрено настоящей главой, превышение суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, сложившееся по декларации нарастающим итогом на конец отчетного налогового периода (далее – превышение налога на добавленную стоимость), зачитывается в счет предстоящих платежей по налогу на добавленную стоимость.

Согласно пункту 2 статьи 429 Налогового кодекса, превышение налога на добавленную стоимость, сложившееся на конец налогового периода, в котором совершены обороты по реализации, облагаемые по нулевой ставке, подлежит возврату по приобретенным товарам, работам и услугам, используемым в целях облагаемых оборотов по реализации.

Ранее, Компания «К» за период с 01.07.2021г. по 31.03.2022г. предъявлено требование о возврате заявленного в декларации за 1 квартал 2022г. НДС в сумме 24 825,0 тыс.тенге, в том числе за 1 квартал 2022г. в сумме 16 017,3 тыс.тенге. При этом, по результату предыдущей тематической проверки от 25.08.2022г. №57 произведен возврат превышения НДС за 1 квартал 2022г. в сумме 4 250,9 тыс.тенге. Следовательно, сумма превышения НДС за 1 квартал 2022г. составит 11 766,4 тыс.тенге (16 017,3 - 4 250,9). Однако, согласно требования о возврате превышения НДС, указанного в декларации по НДС (ф.300.00) за 2 квартал 2022г., Компания «К» предъявлено к возврату за 1 квартал 2022г. в сумме 16 017,3 тыс.тенге, то есть ранее возвращенная сумма НДС за 1 квартал 2022г. повторно предъявлена в сумме 4 250,9 тыс.тенге (16 017,3 - 11 766,4).

Таким образом, учитывая нормы статьи 152 Налогового кодекса, неподтверждение к возврату в связи с излишне предъявленной суммой превышения НДС за 1 квартал 2022г. в размере 4 250,9 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, состоявшегося 17.03.2023г., принято решение - отставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.

  • 3463
  • 0
  • 24 апреля 2023

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.