КПН - срок исковой давности

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «Т» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора (КПН) и налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).

Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена комплексная налоговая проверка по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей за период с 01.01.2019г. по 31.12.2021г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении корпоративного подоходного налога, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора (КПН) в сумме 31 658,9 тыс.тенге и пени 21 999,1 тыс.тенге, НДС на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) в сумме 59 097,4 тыс.тенге и пени 22 915,4 тыс.тенге.

Компания «Т», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение статей 48, 302 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. о применении к малому и среднему бизнесу срока исковой давности - 5 лет утратили силу с 1 января 2020г. в порядке, установленном статьей 27 Закона Республики Казахстан «О правовых актах», соответственно, утратившие силу нормы законодательства не могут быть применены к действиям лиц, совершаемых после их отмены.

С данным выводом налогового органа Компания «Т» не согласна из-за того, что считает, что срок исковой давности по КПН за 2019г. истек, соответственно, по результатам налоговой проверки необоснованно начислен КПН за указанный налоговый период.

Проверив доводы Компании «Т», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом 1) статьи 48 Налогового кодекса исковой давностью по налоговому обязательству и требованию признается период времени, в течение которого налоговый орган вправе исчислить, начислить или пересмотреть исчисленную, начисленную сумму налогов и платежей в бюджет.

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса если иное не предусмотрено данной статьей, срок исковой давности составляет три года.

При этом, пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса определено, что срок исковой давности составляет пять лет с учетом особенностей, установленных данной статьей, для следующих категорий налогоплательщиков:

1) субъектов крупного предпринимательства, отнесенных к такой категории субъектов в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан;

2) осуществляющих деятельность в соответствии с контрактом на недропользование.

3) резидентов Республики Казахстан, соответствующих условиям главы 30 Налогового кодекса.

Следует указать, что согласно подпункту 5) пункта 9 статьи 48 Налогового кодекса срок исковой давности продлевается до исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля.

Также, подпунктом 1) пункта 9 статьи 48 Налогового кодекса определено, что срок исковой давности продлевается на один календарный год – в случае представления налогоплательщиком (налоговым агентом) дополнительной налоговой отчетности за период, по которому срок исковой давности, установленной пунктом 2 данной статьи, истекает менее чем через один календарный год, в части начисления и (или) пересмотра исчисленной суммы налогов и платежей в бюджет.

В рассматриваемом случае, Компания «Т» не относится к категории налогоплательщиков, указанных в пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса, соответственно, налоговый орган вправе исчислить, начислить или пересмотреть исчисленную, начисленную сумму налогов и платежей в бюджет в пределах срока исковой давности, установленного пунктом 2 данной статьи Налогового кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 314 Налогового кодекса для КПН налоговым периодом является календарный год с 1 января по 31 декабря.

В рассматриваемом случае, по данным ИС СОНО до окончания налогового периода, по которому истекает срок исковой давности по КПН за 2019г. Компанией «Т» 15.09.2022г. представлена дополнительная декларация по КПН (ф.100.00) за 2019г., соответственно, срок исковой давности по КПН за указанный налоговый период продлевается на один календарный год, то есть до 31.12.2023г.

Следовательно, доводы Компания «Т» об истечении срока исковой давности по КПН за 2019г. являются несостоятельными.

Относительно начисления КПН за 2019г. и НДС за 4 квартал 2020г., а также уменьшения КПН за 2021г. следует отметить, что согласно пункту 5 статьи 179 Налогового кодекса в жалобе указываются обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

Однако, Компанией «Т» в нарушение вышеуказанной нормы Налогового кодекса в жалобе не указаны обстоятельства, на которых основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

Вместе с тем, как следует из акта налоговой проверки Компанией «Т» в нарушение статьи 302 Налогового кодекса необоснованно уменьшена исчисленная сумма КПН на сумму 59 000,0 тыс.тенге путем представления 15.09.2022г. дополнительной декларации по КПН (ф.100.00) за 2019г.

При этом, в ходе рассмотрения жалобы установлено, что по результатам налоговой проверки сумма КПН за 2019г. определена в размере 22 733,1 тыс.тенге, тогда как согласно данным декларации по КПН (ф.100.00) сумма налога составила (-) 36 266,9 тыс.тенге, соответственно, начисление КПН в сумме 59 000,0 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

Следует отметить, что по результатам налоговой проверки увеличен убыток, подлежащий переносу из предыдущих налоговых периодов на 2021г. на сумму 136 569,3 тыс.тенге, в результате чего уменьшен КПН на сумму 27 341,1 тыс.тенге, при этом, как указано выше, Компанией «Т» в указанной части доводы не приведены.

Относительно начисления НДС за 4 квартал 2020г. в сумме 59 097,4 тыс.тенге следует, что согласно данным декларации по НДС (ф.300.00) за указанный налоговый период сумма оборота, облагаемого НДС составила 608 160,8 тыс.тенге, НДС в сумме 72 979,3 тыс.тенге, сумма НДС, отнесенного в зачет по пропорциональному методу составила 90,1 тыс.тенге (при обороте 821,0 тыс.тенге), при этом, по результатам налоговой проверки расхождения не установлены.

Однако, Компанией «Т» в декларации по НДС (ф.300.00) за 4 квартал 2020г. исчислена сумма НДС, подлежащая уплате в размере 13 791,7 тыс.тенге, тогда как фактическая сумма НДС, подлежащая уплате составляет 72 889,2 тыс.тенге (72 979,3 - 90,1), соответственно, по результатам налоговой проверки обоснованно начислен НДС в сумме 59 097,5 тыс.тенге (72 889,2 - 13 791,7).

В соответствии с пунктом 1 статьи 182 и пунктом 5 статьи 186 Налогового кодекса от 25.12.2017г. по окончании рассмотрения жалобы уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом решения Апелляционной комиссии и результатов тематической проверки.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.

  • 9149
  • 0
  • 24 октября 2023

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.