КПН- взаиморасчеты с неблагонадежными контрагентами

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «V» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора (КПН).

Как следует из материалов дела, органом государственных доходов  проведена тематическая налоговая проверка Компании «V» по вопросам исполнения налогового обязательства по отдельным видам налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2013г. по 31.12.2014г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц – субъектов крупного предпринимательства, за исключением поступлений от организаций нефтянного сектора (КПН) в сумме 994,9 тыс.тенге и пени в сумме 1 123,5 тыс.тенге.

Компании «V», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение требований пунктов 1 и 3 статьи 100 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10.12.2008г. (Налоговый кодекс) Компанией «V» необоснованно отнесены на вычеты расходы, не связанные с деятельностью, направленной на получение дохода по взаиморасчетам с Компанией «К» за 2013-2014гг. на сумму 4 974,7 тыс.тенге.

С данным выводом налогового органа Компания «V» не согласна из-за того, что невозможно провести налоговую проверку при отсутствии бухгалтерской документации налогоплательщика, в том числе учетной документации, относящейся к объектам налогообложения.

При проверке учтены данные налогоплательщика из декларации Компании «V», при этом Компании «V» данных налоговой проверки непонятны, так как бухгалтерские документы отсутствуют.

Также Компания «V» указывает, что на момент совершения сделок по приобретению товаров, Компания «К» было зарегистрировано в качестве плательщика НДС и правомерно выписывало счета-фактуры за реализованные товары, которые приобретались в целях получения дохода.

Компания «V» считает, что срок исковой давности для начисления налогов истек, независимо от исполнения налогоплательщиком выставленных уведомлений об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля за период 2013-2014 годы.

Проверив доводы Компании «V», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

 В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 100 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически произведены, за исключением расходов будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Таким образом, расходы налогоплательщика подлежат отнесению на вычеты при условии, что расходы по товарам, работам, услугам должны быть направлены на получение дохода, а также подтверждаться соответствующими документами, подписанные руководителем и главным бухгалтером или работником, уполномоченным на то приказом налогоплательщика.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Пунктом 6 статьи 56 Налогового кодекса определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию, налоговые формы, налоговую учетную политику, иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.

Таким образом, в соответствии с нормами Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В соответствии с подпунктом 4) пункта 3 статьи 145 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс от 25.12.2017г.) основанием внеплановой налоговой проверки является факт неисполнения налогоплательщиком (налоговым органом) уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля.

Согласно подпункту 5) пункта 7 статьи 48 Налогового кодекса от 25.12.2017г. срок исковой давности продлевается до исполнения уведомления, направленного и врученного до истечения срока исковой давности

В рассматриваемом случае, по результатам налоговой проверки согласно уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля за период 2013-2014 годы исключены расходы из вычетов по взаиморасчетам с Компанией «К».

Следует отметить, что основанием для назначения внеплановой налоговой проверки и начисление КПН явился факт неисполнения Компанией «V» уведомлений об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля от 21.12.2016г. №1816СВ301369; №1816СВ301370.

При этом, основанием для исключения расходов из вычетов за 2013-2014гг. взаиморасчетов Компании «V» с Компанией «К» явилось Решение СМЭС от 10.11.2015г., которым государственная регистрация Компании «К» признана недействительной с момента регистрации в РГУ «Управление юстиции от 13.05.2013г. №83 в качестве юридического лица.

Согласно отчета «Пирамида по поставщикам» Компанией «V» отнесены на вычеты за 2013-2014гг. расходы, не связанные с деятельностью, направленной на получение дохода, по взаиморасчетам с Компанией «К» на сумму 4 974,7 тыс.тенге, в том числе за 2013г. на сумму 786,5 тыс.тенге, 2014г. на сумму 4 188,2 тыс.тенге.

Между тем, Постановлением судебной коллегии по гражданским делам областного суда от 19.01.2016г. Решение СМЭС от 10.11.2015г. изменено, в части признания недействительной государственной регистрации Компании «К» и отмене приказа от 13.05.2013г. №83 Управления юстиции с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска в этой части, а в остальной части решение суда оставлено без изменения.

Далее, Постановлением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Казахстан от 20.07.2016г. постановление судебной коллегии ВКО изменено, в части вынесения нового решения об отказе в удовлетворении иска о признании недействительной государственной регистрации Компании «К» отменено, дело в этой части направлено на новое рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам в ином составе.

При этом, Постановлением Судебной коллегии по гражданским делам от 13.09.2016г. Решение СМЭС от 10.11.2015г. в части удовлетворения иска прокурора города к Компании «К» о признании недействительной государственной регистрации юридического лица и отмене приказа от 13.05.2013г. №83 о государственной регистрации, оставлено без изменения.

Из решения СМЭС от 10.11.2015г. следует, что в протоколе допроса физического лица Л.С.А., являющегося единственным учредителем и руководителем Компании «К» указано о регистрации Компании «К» в 2013 году по просьбе знакомого физического лица К.Р. При этом предпринимательской деятельностью он не занимался, отношения к финансово-хозяйственной деятельности не имел. Однако, в суде физическое лицо Л.С.А. дал противоположенные показания, пояснив, что создал Компании «К» по своей инициативе с целью занятия предпринимательской деятельностью.

Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства установлено, что физическое лицо Л.С.А. каких-либо контрагентов в суде назвать не смог, ни одного документа, подтверждающего совершение сделок ни им, ни его представителем представлено не было. Также установлено, что для осуществления предпринимательской деятельности Компания «К» не имело автотранспорта, складских, офисных помещений, штата работников, что также подтверждает обоснованность заявленных исковых требований прокурора.

Кроме того, в решение СМЭС от 10.11.2015г. указано, что на момент государственной регистрации Компании «К» не имело сформированного уставного капитала, а также согласно акту налогового обследования, отсутствовало по юридическому адресу.

Следовательно, вышеуказанным решением СМЭС установлено, что Компания «К» создано без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, при этом учредитель и руководитель данного предприятия какого-либо участия в финансово-хозяйственной деятельности не принимал, поставку товаров не осуществлял.

Следует отметить, что Компанией «V» необоснованно отнесены на вычеты расходы, не связанные с деятельностью, направленной на получение дохода по взаиморасчетам с Компания «К» в сумме 4 974,7 тыс.тенге, в том числе за 2013г. на сумму 786,5 тыс.тенге, 2014г. на сумму 4 188,2 тыс.тенге.

В соответствии с частью 2 статьи 21 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан вступившие в законную силу судебные решения, определения, постановления и приказы, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения судов и судей обязательны для всех без исключения государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, других юридических лиц, должностных лиц и граждан и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Республики Казахстан.

В рассматриваемом случае, на основании подпункта 5) пункта 4 и пункта 6 статьи 571 Налогового кодекса решением налогового органа от 04.12.2015г. №39 Компания «К» снято с регистрационного учета по НДС с момента постановки, то есть с 01.09.2013г.

Таким образом, учитывая, что документы были подписаны лицом без наличия соответствующих полномочий на осуществление данных действий, следовательно, в соответствии с требованиями статей 100, 115 Налогового кодекса такие документы не могут быть признаны достоверными и являться основанием для отнесения расходов на вычеты.

Следовательно, документы по подтверждению взаиморасчетов Компании «V» с Компанией «К» не могут обеспечить полную и достоверную информацию, а также адекватное подкрепление бухгалтерских записей для отражения операций, и, соответственно, являться основанием для отнесения расходов на вычеты в соответствии с положениями статей 56, 100, 115 Налогового кодекса.

На основании изложенного, исключение расходов из вычетов по взаиморасчетам Компании «V» с Компанией «К» и соответствующее начисление КПН по результатам налоговой проверки является обоснованным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 182 Налогового кодекса от 25.12.2017г. по окончании рассмотрения жалобы уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом решения Апелляционной комиссии.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.

  • 4516
  • 0
  • 25 сентября 2023

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.