КПН - взаиморасчеты с неблагонадежными поставщиками

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора (КПН) и налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).

Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена тематическая налоговая проверка Компании «А» по вопросам исполнения налогового обязательства по отдельным видам налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет за период с 22.02.2019г. по 31.12.2020г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора  (КПН) в сумме  16 531,5 тыс.тенге, пени в сумме  7 535,2 тыс.тенге, налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) в сумме 9 926,8 тыс.тенге и пени в сумме 5 607,5 тыс.тенге.

Компания «А», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение требований статей 242 и 400 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс) Компанией «Т» необоснованно отнесены на вычеты за 2019г. расходы на сумму 82 723,2 тыс.тенге и НДС в зачет за 1 квартал 2019г. на сумму 9 926,8 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «Т».

С данным выводом налогового органа Компания «А» не согласна из-за того, что по результатам налоговой проверки сделка между Компании «А» и Компании «Т» признана ничтожной, в этой связи начислены налоги и налоговые санкций.

Также, Компания «А» в жалобе отмечает, что признание Заочным решением СМЭС от 28.11.2019г. недействительными сделок между Компанией «Т» и его поставщиком Компанией «В», а также признание решением СМЭС от 25.05.2022г. государственной регистрации Компании «В» недействительной не является основанием для исключения из вычетов расходов и НДС из зачета, так как взаиморасчеты с Компанией «В» не осуществлялись.

 

Проверив доводы Компании «А», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам. В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Расходы будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, подлежат вычету в том налоговом периоде, к которому они относятся.

Согласно пункту 1 статьи 400 Налогового кодекса, суммой налога на добавленную стоимость, относимого в зачет получателем товаров, работ, услуг, являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 Налогового кодекса, признается сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате за полученные товары, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота по реализации, а также, если выполняются условия, указанные в подпунктах 1)-4) данного пункта.

Основанием для отнесения в зачет налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 400 Налогового кодекса является счет-фактура.

Пунктом 12 статьи 412 Налогового кодекса предусмотрено, что счет-фактура заверяется для юридических лиц - печатью, содержащей название и указание на организационно-правовую форму, а также подписями руководителя и главного бухгалтера.

Счет-фактура может заверяться подписью работника, уполномоченного на то решением налогоплательщика.

Подпунктом 1) статьи 264 Налогового кодекса предусмотрено, что вычету не подлежат затраты, не связанные с деятельностью, направленной на получение дохода.

 Таким образом, на вычеты относятся расходы, направленные на получение дохода, при наличии соответствующих подтверждающих документов и соблюдении требований, установленных Налоговым кодексом.

 Вместе с тем пунктом 3 статьи 190 Налогового кодекса установлено, что налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

 Подпунктом 2) статьи 1 Закона о бухгалтерском учете определено, что первичные учетные документы - документальное свидетельство как на бумажном, так и на электронном носителе факта совершения операции или события и права на ее совершение, на основании которого ведется бухгалтерский учет.

 В пунктах 2 и 3 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете указано, что формы или требования к первичным документам, применяемым для оформления операций или событий, утверждаются уполномоченным органом и (или) Национальным Банком Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

 Первичные документы, формы которых или требования к которым не утверждены, индивидуальные предприниматели и организации разрабатывают самостоятельно либо применяют формы или требования, утвержденные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, или применяют к учету формы, представленные физическими лицами - нерезидентами или юридическими лицами - нерезидентами, не зарегистрированными на территории Республики Казахстан, которые должны содержать обязательные реквизиты, указанные в подпунктах 1)-7) пункта 3 данной статьи.

 В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

 Таким образом, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Первичные документы, фиксирующие факт совершения операции либо события, должны быть оформлены в соответствии с требованиями бухгалтерского законодательства Республики Казахстан.

В рассматриваемом случае, по результатам налоговой проверки исключены из вычетов расходы по приобретенным работам и услугам по организации и проведению церемонии вручения музыкальных наград «Золотой граммофон» в городе Астана на сумму 82 723,2 тыс.тенге и НДС из зачета за 1 квартал 2019г. в сумме 9 926,8 тыс.тенге по взаиморасчетам Компанией «Т».

Согласно данным ИНИС РК Компания «Т» зарегистрировано в органах юстиции 27.07.2018г., вид деятельности «Оптовая торговля широким ассортиментом товаров без какой-либо конкретизации» и «Деятельность рекламных агентств».

Руководителями и учредителями Компании «Т» являлись с 27.07.2018г. физическое лицо Ю.Д.С., с 17.06.2019г. физическое лицо П.О.Л. и с 21.09.2022г. по настоящее время физическое лицо М.Н.М.

Компания «Т» снято с регистрационного учета в качестве плательщика НДС с 21.10.2019г. в связи с отсутствием по юридическому адресу (акт налогового обследования от 26.08.2019г.).

Следует указать, что согласно приложенным к жалобе копий документов за 2019г. (договор от 11.03.2019г., акт сверки взаиморасчетов, электронная счет-фактура (ЭСФ), акт выполненных работ), Компания «Т» приобрело у Компании «А» работы и услуги по организации и проведения церемонии вручения музыкальных наград «Золотой граммофон» в городе Астана на сумму 82 723,2 тыс.тенге и НДС из зачета за 1 квартал 2019г. в сумме 9 926,8 тыс.тенге. Оплата проведена путем безналичного расчета.

Согласно данным ИС СОНО Компания «Т» декларация по налогу на транспортные средства, земельному налогу и налогу на имущество (ф.700.00) за 2019г. не представлена, в декларации по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (ф.200.00) отражен 1 работник.

Также следует отметить, что в декларации по КПН (ф.100.00) за 2019г. совокупный годовой доход отражен в сумме 1 902 264,5 тыс.тенге, при этом получен убыток в сумме 105 667,6 тыс.тенге. Тогда как, в приложении (ф.100.07) к декларации по КПН (ф.100.00) за 2019г. «Сведения о компонентах финансовой отчетности» активы отсутствуют.

Следовательно, в период проведения взаиморасчетов у Компании «Т» отсутствовали материальные и трудовые ресурсы, необходимые для оказания услуг в адрес Компании «А» по организации и проведения церемонии вручения музыкальных наград «Золотой граммофон» в городе Астана.

Также следует указать, что Решением СМЭС от 01.09.2021г. государственная перерегистрация Компании «Т» от 17.06.2019г. признана недействительной.

Постановлением Судебной коллегии по гражданским делам городского суда от 28.12.2021г. вышеуказанное решение СМЭС оставлено без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.

При этом, в постановлении городского суда от 28.12.2021г. отмечено, что учредитель и руководитель Компании «Т» физическое лицо П.О.Л. (резидент РФ) по месту регистрации отсутствует, разрешительных документов с уполномоченного органа для занятия предпринимательской деятельностью на территории Республики Казахстан как бизнес-иммигрант не получал.

Далее следует отметить, что единственным поставщиком Компании «Т» по организации и проведения церемонии вручения музыкальных наград «Золотой граммофон» в городе Астана является Компания «В».

  Так, электронная счет-фактура (ЭСФ) от 26.03.2019г. №ESF-140140014080-20190326-63849364 выписанная Компанией «В» в адрес Компании «А» за оказание услуг по организации и проведению церемонии вручения музыкальных наград «Золотой граммофон» в г.Астана отозвана (статус REVOKED) и 15.05.2019г. заменена на ЭСФ №ESF-140140014080-20190515-61018568 на сумму оборота в размере 81 895,9 тыс.тенге, НДС – 9 827,5 тыс.тенге.

Вместе с тем, Заочным решением СМЭС от 28.11.2019г. сделки, заключенные между Компанией «Т» и Компанией «В» признаны недействительными.

Из Заочного решения СМЭС от 28.11.2019г. следует, что в период с 28.02.2019г. по 31.05.2019г. между Компанией «Т» и Компанией «В» заключены сделки, по которым выписаны электронные счета-фактуры на сумму оборота 1 606 940,0 тыс.тенге. В рамках указанных сделок Компания «В» выступило поставщиком товаров, работ и услуг в адрес Компании «Т».

При этом, в Заочном решении СМЭС от 28.11.2019г. указано, что согласно пункту 1 статьи 72, пункту 3 статьи 65 Гражданско-процессуального кодекса Республики Казахстан, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, использовать средства защиты, утверждать, оспаривать факты, приводить доказательства и возражения против доказательств в установленные судьей сроки, которые соответствуют добросовестному ведению процесса и направлены на содействие производству.

Обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Однако, ответчики не опровергали доводы истца и не представили суду достоверных, допустимых и достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что содержание совершенных сделок соответствует требованиям законодательства Республики Казахстан, что сделки между ними совершены с действительным намерением создать соответствующие им правовые последствия, а не на уклонение от уплаты налогов. Также ответчиками не представлено доказательств, подтверждающих, что стороны обладали фактическими возможностями исполнения обязательств по сделкам.

Постановлением Судебной коллегии по гражданским делам  городского суда от 27.09.2021г. Заочное решение СМЭС города Алматы от 28.11.2020г. оставлено без изменения.

Таким образом, судом достоверно установлено, что Компания «В» в адрес Компании «Т» не оказывало услуги по организации и проведению церемонии вручения музыкальных наград «Золотой граммофон» в городе Астана.

Также следует отметить, что решением СМЭС от 25.05.2022г. государственная регистрация Компании «В» признана недействительной с 17.01.2014г.

Из Решения СМЭС от 25.05.2022г. следует, что Компания «В» зарегистрировано согласно Приказу №152-Е от 17.01.2014г. по адресу г. Алматы. Руководителем и учредителем в одном лице является физическое лицо И.Л.Н., которая отношения к финансово-хозяйственной деятельности Компании «В» не имеет.

Налоговым органом проведено налоговое обследование от 05.11.2019г., согласно которому Компания «В» по юридическому адресу отсутствует.

В суде истец пояснил, что согласно акту налогового обследования от 05.11.2019г. Компания «В» отсутствует по юридическому адресу.

Согласно пункту 11 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан «О судебной практике применения налогового законодательства» от 29 июня 2017 года №4 (далее – Нормативное постановление), факт регистрации (перерегистрации) юридического лица на физическое лицо, которое не имеет отношения к его созданию (перерегистрации), является основанием для признания недействительной регистрации (перерегистрации) юридического лица.

В соответствии с подпунктом 4) пункта 4 статьи 85 Налогового кодекса снятие с регистрационного учета по НДС на основании решения налогового органа по форме, установленной уполномоченным органом, производится без уведомления налогоплательщика, в случаях признания недействительной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица на основании вступившего в законную силу решения суда.

В данном случае, решением налогового органа Компания «В» снято с регистрационного учета по НДС с 01.03.2014г., в связи с признанием государственной регистрации недействительной.

Следовательно, вышеуказанные факты подтверждает, что Компания «В» в адрес Компании «Т» не оказывало услуги по организации и проведению церемонии вручения музыкальных наград «Золотой граммофон» в городе Астана, соответственно, Компания «Т» не оказывало данные услуги и работы в адрес Компании «А».

Учитывая изложенные обстоятельства, следует, что документы по подтверждению взаиморасчетов Компании «А» с Компанией «Т»  не могут достоверно свидетельствовать о совершении операций и обеспечить адекватное отражение их в бухгалтерском учете. Следовательно, указанные документы Компании «Т» не могут являться основанием для отнесения расходов на вычеты и НДС в зачет в соответствии с положениями налогового и бухгалтерского законодательств РК.

Таким образом, исключение из вычетов сумм расходов за 2019г. на сумму 82 723,2 тыс.тенге и НДС из зачета за 1 квартал 2019г. на сумму 9 926,8 тыс.тенге по взаиморасчетам Компании «А» с Компанией «Т»  по результатам налоговой проверки является обоснованным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 182 Налогового кодекса по окончании рассмотрения жалобы уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом решения Апелляционной комиссии.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.

  • 4596
  • 0
  • 25 сентября 2023

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.