КПН, НДС - взаиморасчеты с неблагонадежными поставщиками (ИП «М»)

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «C» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – орган государственных доходов) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора (КПН), налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).

Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена тематическая налоговая проверка по вопросу исполнения налогового обязательства по отдельным видам налогов и (или) других обязательных платежах в бюджет за период с 01.01.2020г. по 31.12.2020г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме 30 305,6 тыс.тенге, пени в сумме 10 955,7 тыс.тенге, НДС в сумме 17 708,1 тыс.тенге, пени в сумме 5 852,7  тыс.тенге.

Компания «С», не согласившись с выводами органа государственных доходов, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить уведомление полностью.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение статей 242, 400, 402 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. в части необоснованного отнесения на вычеты расходов и НДС в зачет за 2020г. по взаиморасчетам с ИП «М».

С данным выводом налогового органа Компания «С» не согласна из-за того, что начисление сумм налогов в период проведения досудебного расследования в отношении поставщика ИП «М» является преждевременным и незаконным. При этом наличие уголовного дела не может являться основанием того, что ИП «М» осуществляло выписку фиктивных счетов-фактур, а также в отношении данного контрагента отсутствует вступивший в законную силу приговор суда, решения судов о признании сделки недействительной.

Также Компания«С» указывает, что наличие договорных обязательств подтверждаются накладными на отпуск запасов на сторону, которые фактически доказывают поставку товаров. При этом сотрудники органа государственных доходов не являются экспертами в области почерковедческой экспертизы, соответствено, не могут дать заключение о подписи лица, указаном в документе.

Проверив доводы Компании «С», исследовав представленные органом государственных доходов материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных настоящей статьей и статьями 243-263 Налогового кодекса, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.

Согласно пункту 1 статьи 400 Налогового кодекса, суммой налога на добавленную стоимость, относимого в зачет получателем товаров, работ, услуг, являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 Налогового кодекса, признается сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате за полученные товары, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота по реализации, и указанного в подпунктах 1)-4) настоящей статьи Налогового кодекса.

Пунктом 12 статьи 412 Налогового кодекса установлено, что счет-фактура, выписанный на бумажном носителе, заверяется:

для юридических лиц – подписями руководителя и главного бухгалтера, а также печатью, содержащей название и указание организационно-правовой формы, если данное лицо в соответствии с законодательством Республики Казахстан должно иметь печать;

для индивидуальных предпринимателей – печатью (при ее наличии), содержащей фамилию, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и (или) наименование, а также подписью индивидуального предпринимателя.

Счет-фактура может заверяться подписью работника, уполномоченного на то приказом налогоплательщика. При этом копия приказа должна быть доступна для визуального ознакомления получателей товаров, работ, услуг.

Получатель товаров, работ, услуг вправе обратиться к поставщику данных товаров, работ, услуг с требованием представить заверенную уполномоченным на то лицом копию приказа о назначении лица, уполномоченного подписывать счета-фактуры, а поставщик обязан выполнить данное требование в день обращения получателя товаров, работ, услуг.

Необходимо отметить, что в соответствии пунктом 3 статьи 190 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28.02.2007г.  (далее – Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

Согласно подпункту 1) пункта 3 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете операции и события отражаются в системе бухгалтерского учета, при этом должны обеспечиваться адекватное подкрепление бухгалтерских записей оригиналами первичных документов и отражение в бухгалтерских записях всех операций и событий.

Пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете определено, что бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику. Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Пунктом 2 статьи 1 Закон о бухгалтерском учете, первичные учетные документы (далее - первичные документы) - документальное свидетельство как на бумажном, так и на электронном носителе факта совершения операции или события и права на ее совершение, на основании которого ведется бухгалтерский учет.

Согласно пункту 1, 2 статьи 10 Закона о бухгалтерском учете руководство или индивидуальный предприниматель определяет лиц, имеющих право подписи бухгалтерских документов. При этом может быть установлена иерархия права подписи в зависимости от занимаемой лицом должности, размеров денежных сумм, сферы действия и сущности операции.

Индивидуальные предприниматели или организации, использующие электронные подписи, должны установить надлежащие меры предосторожности и контроля, касающиеся права использования и доступа к электронным подписям, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Таким образом, отнесение сумм расходов по товарам, работам, услугам на вычеты и НДС в зачет производится при наличии первичных документов, подтверждающих данные расходы, которые фиксируют факт совершения операции либо события, при условии, что данные расходы были направлены на получение дохода и используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота. При этом ведение первичной учетной документации осуществляется в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете, в том числе по фиксированию факта совершения операции либо события.

Согласно 5 статьи 179 Налогового кодекса к жалобе прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования, иные документы, имеющие отношение к делу.

Следует указать, что тематическая налоговая проверка Компании «С» проведена согласно Приказу КГД МФ РК «О назначении внеплановой тематической проверки налоговой проверки».

По результатам акта налоговой проверки по взаиморасчетам Компании «С» с ИП «М» исключены из вычетов расходы за 2020г. в сумме 151 528,1 тыс.тенге, НДС из зачета за 2-3 кварталы 2020г. в сумме 17 708,1 тыс.тенге.

ИП «М» зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) с 19.11.2019г. вид деятельности – розничная торговля скобяными изделиями, лакокрасочными материалами и стеклом в специализированных магазинах, являющихся торговыми объектами с торговой площадью менее 2000 кв.м., являлся плательщком НДС с 22.11.2019г. по 14.07.2022г. снято с учета в связи с непредставлением налоговой отчетности. Включен в список неблагонадежных налогоплательщиков в связи с отсутствием по юридическому адресу.

По результатам анализа форм налоговой отчетности (ФНО) и ЭСФ ИП «М» установлено, что декларация по ИПН (220.00) за 2020г. представлена без отражения значений, декларация по ИПН и социальному налогу (ф.200.00). за 2-3 кварталы 2020г. не представлена.

Декларация по налогу на транспортные средства, земельному налогу и налогу на имущество (ф.700.00), а также декларация по плате за эмиссии в окружающую среду (ф. 870.00) за 2020г. не представлена.

Из документов, представленных органа государственных доходов установлено, что Компанией «С» с ИП «М» заключены договоры купли-продажи, согласно которым Поставщик (ИП «М») обязуется предоставить Покупателю Товары согласно Заказа.

Пунктами 2.1 и 4.2 договоров предусмотрено, что общее количество, ассортимент, и комплектность Товара должны строго соответствовать характеристикам, указанным в Бланке заказа, товар должен сопровождаться следующими документами: счет-фактура, товарная накладная, сертификат соответствия (по запросу).

Согласно ИС ЭСФ ИП «М» в адрес Компании «С» выписаны электронные счет-фактуры, а также по данным накладных на отпуск запасов на сторону (далее - накладные) реализованы товары - арматура, балки, катанки, листы оцинкованные, профили, трубы, уголки, швеллеры, шпатик, штифт, шурупы, щеточный уплотнитель на общую сумму 151 528,1 тыс.тенге, в т.ч. НДС в сумме 18 183,3 тыс.тенге. При этом в строке ФИО лица, выписавшего ЭСФ и в строке «расшифровка подписи» накладной ИП «М» указан ФИО гражданина Т., тогда как, руководителем ИП «М» является гражданин Ц.

Вместе с тем, Компанией «С» к жалобе в соответстии с требованиями пункта 5 статьи 179, пункта 12 статьи 412 Налогового кодекса, статьи 10 Закона о бухгалтерском учете не приложены документы, подтверждающие полномочия лица, уполномоченного на то приказом налогоплательщика.

Компанией «С» расчет за товары осуществлен наличным путем на сумму 30 028,1 тыс.тенге, безналичным путем на сумму 49 390,2 тыс.тенге, а также заключены соглашения о перемене лиц в обязательстве от 30.12.2022г. и акты переноса задолженности от 30.12.2022г., согласно которым погашение задолженности в размере 102 293,1 тыс.тенге переданы в ТОО «BIG GROUP KZ».

По результатам анализа ИС ЭСФ установлено, что поставщиком ИП «М» вышеуказанных товаров является ИП «S» уведомления о начале деятельности в качестве индивидуального предпринимателя c 18.06.2020г., являлся плательщиком НДС c 15.07.2020г. по 06.01.2021г. снят с учета в связи с отсутствием по месту нахождения. При этом у данного контрагента по данным ИС ЭСФ отсутствуют поставщики, осуществлявшие поставку указанных видов товаров, а также импорт товаров не производил.

Также следует отметить, что Департаментом экономических расследований в отношении гражданки Т., расследуется уголовное дело ЕРДР  по части 3 статьи 216 Уголовного кодекса Республики Казахстан (совершение действий по выписке счет-фактур без фактического выполнения работ, услуг, отгрузки товаров).

В рамках данного уголовного дела установлено, что гражданка Тен И.А., зарегистрировала на имя бывшего мужа гражданина Ц. - ИП «М», а также на имена своих знакомых лиц зарегистрировала ИП «S», Компанию «B» и другие предприятия, и в группе лиц по предварительному сговору от имени вышеуказанных ИП и юридических лиц в крупном размере занималась выпиской счетов-фактур без фактического выполнения работ, оказания услуг и отгрузки товаров, по которым сама занималась ведением бухгалтерского учета.

В ходе уголовного расследования гражданин Я. (ИП «S») пояснил, что данное ИП на его имя зарегистрировала гражданка Т., однако, отношение к финансово-хозяйственной деятельности ИП он не имеет, на которое им подано заявление о признании регистрации ИП незаконным.

Таким образом, по результатам акта тематической проверки не установлен источник происхождения товаров, реализованных в адрес Товарищества.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, следует, что документы по взаиморасчетам с ИП «М» не могут быть признаны достоверными, свидетельствовать о факте совершения операций и обеспечить адекватное отражение данных операций в бухгалтерском учете и, соответственно являться основанием для отнесения расходов на вычеты и НДС в зачет в соответствии с положениями налогового и бухгалтерского законодательства РК.

Следовательно, исключение из вычетов расходов за 2020г. в сумме 151 528,1 тыс.тенге, и НДС из зачета за 2-3 кварталы 2020г. в сумме 17 708,1 тыс.тенге по взаиморасчетам с ИП «М», и соответствующее начисление КПН и НДС по результатам налоговой проверки являются обоснованными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 182 Налогового кодекса по окончании рассмотрения жалобы уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом решения Апелляционной комиссии.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.

  • 5815
  • 0
  • 24 октября 2023

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.