КПН, уменьшение ТМЗ

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «В» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора (КПН), налога на добавленную стоимость (НДС).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка «В» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет с 01.01.2019. по 31.12.2020г., по результатам которой вынесено уведомление от 27.06.2023г. о начислении КПН в сумме 16 294,5 тыс.тенге и пени 5 574,0 тыс.тенге, налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) в сумме налога 1 905,6 тыс.тенге.

Компания, не согласившись с выводами налогового органа по начислению КПН, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось, что в в нарушение пунктов 1 и 3 статьи 242 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. завышены суммы расходов в декларации по КПН за 2020г.

С данным выводом налогового органа Компания «В» не согласна в связи с тем, что основными покупателями Компании являлись предприятия Пищеторга и физические лица, основными поставщиками США и Российская Федерация.

Кроме того, в жалобе Компанией отмечено, что начисленный НДС рассчитан проверяющим специалистом по раздельному методу, тогда как Компания утверждает о пропорциональном методе.

Также в жалобе Товарищества указано, что в акте использовались данные акта проверки от 29.01.2022г. №154, которым уменьшены запасы товарно-материальных запасов (далее - ТМЗ) на конец 2019г. по неблагонадежным поставщикам на сумму 89 285,7 тыс.тенге, в том числе по взаиморасчетам с Компанией «R» по поставке строительных материалов за 2-3 квартал 2019г на сумму 31 127,8 тыс.тенге., Компанией «BP» по поставке строительных материалов за 2 квартал 2019г. на сумму 28 920,0 тыс.тенге, Компанией «С» за 2 квартал 2019г. на сумму 29 237,8 тыс.тенге. При этом, как утверждает Компания, расчеты с указанными поставщиками произведены методом бартера (продукты питания).

Кроме того, Компания в жалобе указывает, что по тем же основаниям, что и выше проверяющим специалистом исключены расходы из вычета по поставщику Компании «I» на сумму 62 129,4 тыс.тенге по акту проверки №154, решением Министерства финансов Республики Казахстан от 10.02.2023г. уведомление от 29.12.2022г. №154 было отменено в части исключения расходов по взаиморасчетам с Компанией «I».

Далее, по мнению Товарищества, предъявлять к вычетам сумму расходов по документам прихода за 2019г. в июне 2023г. является не законным, так как срок исковой давности истек 31.12.2022г.

Проверив доводы Компании, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных настоящей статьей и статьями 243 - 263 настоящего Кодекса, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с настоящим Кодексом.

Положения настоящего пункта применяются к расходам налогоплательщика, понесенным как в Республике Казахстан, так и за ее пределами.

Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 190 Налогового кодекса, если иное не установлено пунктом 4 настоящей статьи, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Пунктом 2 статьи 190 Налогового кодекса определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию, налоговые формы, налоговую учетную политику, иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

В соответствии с пунктом 5 статьи 192 Налогового кодекса учет запасов осуществляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и (или) требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Согласно пункта 18 Правил составления налоговой отчетности (декларации) по корпоративному подоходному налогу (форма 100.00) (далее - Правила) в разделе «Вычеты»:

 в строке 100.00.019 указывается себестоимость реализованных (использованных) товаров, стоимость приобретенных работ, услуг, относимые на вычеты в соответствии с пунктом 1 статьи 242 Налогового кодекса. Определяется как 100.00.019 І - 100.00.019 II + 100.00.019 III + 100.00.019 IV + 100.00.019 V - 100.00.019 VI - 100.00.019 VII - 100.00.019 VIII - 100.00.019 IX;

в строке 100.00.019 І указывается балансовая стоимость запасов на начало налогового периода. Указанная строка заполняется согласно данным, определенным по бухгалтерскому балансу на начало налогового периода. У налогоплательщика, представляющего свою первоначальную декларацию, запасы на начало налогового периода могут отсутствовать;

строка 100.00.019 II заполняется согласно данным бухгалтерского баланса на конец налогового периода. В ликвидационной декларации, представляемой налогоплательщиком в течение налогового периода, строка 100.00.019 II заполняется на основании данных ликвидационного баланса.

В рассматриваемом случае, проверка проведена на основании приказа Комитета государственных доходов МФ №352 на проведение налоговой проверки и согласно предписания от 18.11.2022г., за период с 01.01.2020г. по 31.12.2021г.

При этом, по результатам налоговой проверки уменьшены балансовая стоимость запасов на начало налогового периода (2020г.) на сумму 89 285,7 тыс.тенге, основанием явились результаты налоговой проверки от 29.12.2022г., согласно которому уменьшены расходы по приобретению запасов от неблагонадежных поставщиков на сумму 89 285,7 тыс.тенге, в том числе от Компании «С», в сумме 29 237,8 тыс.тенге (заглушка конусная, желоб, труба и другие), Компании «R» в сумме 31 127,9 тыс.тенге (угол желоба внешний, кровельное ограждение, саморезы и другие), Компании «BP» в сумме 28 920,0 тыс.тенге (лента самоклеющаяся, мембрана профилированная, материал нетканый геотекстильный  и другие).

Также, из акта налоговой проверки от 29.12.2022г. следует, что приобретение ТМЗ от вышеуказанных неблагонадежных поставщиков по данным бухгалтерского и налогового учета числились в остатке на конец налогового периода (2019г.), соответственно, по результатам налоговой проверки уменьшены стоимость запасов на конец налогового периода на сумму 89 285,7 тыс.тенге.

Необходимо указать, что исключение сумм расходов по приобретению запасов и соответствующее уменьшение стоимости запасов на конец налогового периода на сумму 89 285,7 тыс.тенге по взаиморасчетам с неблагонадежными поставщиками Компаниями «С», «R», «BP» по результатам налоговой проверки от 29.12.2022г. Компанией «В» не обжалованы в уполномоченный орган или в суд.

Таким образом, стоимость запасов на начало налогового периода по строке 100.00.019 І «Стоимость запасов на начало налогового периода» Декларации по КПН (ф.100.00) за 2020г. подлежит определению с учетом результатов налоговой проверки от 29.12.2022г. №154.

На основании вышеизложенного, учитывая нормы статей 190, 242 Налогового кодекса уменьшение стоимости запасов на начало налогового периода 2020г. на сумму 89 285,7 тыс.тенге и соответствующее исключение из вычетов расходов по реализованным товарам, работам, услугам и начисление КПН в указанной части по результатам налоговой проверки являются обоснованными.

Относительно срока исковой давности следует указать, что в соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса если иное не предусмотрено настоящей статьей, срок исковой давности составляет три года.

Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса предусмотрено, что срок исковой давности составляет пять лет с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, для следующих категорий налогоплательщиков:

1) субъектов крупного предпринимательства, отнесенных к такой категории субъектов в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан;

2) осуществляющих деятельность в соответствии с контрактом на недропользование.

  При этом, пунктами 17, 18 Нормативного постановления Верховного суда Республики Казахстан №9 от 22.12.2022г. «О некоторых вопросах применения судами налогового законодательства» установлено, что исковой давностью по налоговому обязательству и требованию признается период времени, в течение которого:

- налоговый орган вправе исчислить, начислить или пересмотреть исчисленную, начисленную сумму налогов и платежей в бюджет;

- налогоплательщик (налоговый агент) обязан представить налоговую отчетность, вправе внести изменения и дополнения в налоговую отчетность, отозвать налоговую отчетность;

- налогоплательщик (налоговый агент) вправе потребовать зачет и (или) возврат налогов и платежей в бюджет, пени.

Применительно к праву налогового органа на начисление или пересмотр исчисленной, начисленной суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет срок исковой давности исчисляется на дату вынесения уведомлений, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 2 статьи 114 Налогового кодекса от 25.12.2017г. Пунктом 9 статьи 48 Налогового кодекса установлены случаи, когда срок исковой давности продлевается. Пунктом 10 указанной статьи предусмотрены случаи приостановления срока исковой давности.

Следовательно, налоговый орган вправе начислить или пересмотреть исчисленную, начисленную сумму налогов и других обязательных платежей в бюджет в пределах срока исковой давности, установленного в соответствии со статьей 48 Налогового кодекса.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 314 Налогового кодекса, налоговым периодом для исчисления КПН является календарный год с 1 января по 31 декабря.

В рассматриваемом случае, как следует из акта налоговой проверки начисление КПН произведено в результате исключения стоимости запасов на начало налогового периода (2020г.) на сумму 89 285,7 тыс.тенге и уменьшение расходов по реализованным товарам, работам, услугам за 2020г. на указанную сумму.

При этом, Департаментом государственных доходов по результатам налоговой проверки уведомление вынесено 27.06.2023г. о начислении КПН за 2020г., то есть в пределах срока исковой давности, предусмотренного статьей 48 Налогового кодекса, соответственно, доводы Компании в указанной части являются несостоятельными.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – оставить обжалуемое уведомление без изменения, а жалобу без удовлетворения

  • 4817
  • 0
  • 25 сентября 2023

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.