НДС, возврат НДС, нарушения по отчету Пирамида, СУР

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начисленной сумме НДС на сумму 3 182,4 тыс.тенге, о превышении налога на добавленную стоимость (НДС), относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет в сумме 41 980,8 тыс.тенге.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка по вопросу подтверждения достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату за период с 01.01.2022г. по 31.03.2022г., по результатам которой вынесено уведомление о результатах проверки от 02.09.2022г. №86 о начисленной сумме НДС на сумму 3 182,4 тыс.тенге, о превышении налога на добавленную стоимость (НДС), относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет в сумме 41 980,8 тыс.тенге.

Компания «А», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в части отказа в возврате суммы НДС в размере 30 149,5 тыс.тенге.

Основанием для неподтверждения к возврату превышения НДС в сумме 30 149,5 тыс.тенге явилось нарушение подпункта 2) пункта 12 статьи 152 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс).

С данным выводом налогового органа Компания «А» не согласна, так как, в нарушение Налогового кодекса и Правил возврата превышения налога на добавленную стоимость и применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость, утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2018г. (далее – Правила №391) Компании «А»  вменены нарушения, допущенные поставщиками по взаимоотношениям с иными лицами, к которым Компания «А» не имеет отношения.

Компания «А» отмечает, что налоговым органом не доказано наличие на момент завершения тематической проверки обстоятельств, указанных в пункте 12 статьи 152 Налогового кодекса, которые могли бы являться основанием для отказа в возврате сумм превышения НДС.

Проверив доводы Компании «А», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Уполномоченным орган в целях вынесения мотивированного решения по жалобе, письмом №004-ДА/11792-И от 12.12.2022г. в соответствии со статьей 186 Налогового кодекса назначена тематическая проверка Компании «А» по вопросу подтверждения достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату за период с 01.01.2022г. по 31.03.2022г.

Во исполнение данного письма Комитетом государственных доходов на основании предписания от 23.12.2022г. №63 проведена тематическая налоговая проверка Компании «А», по результатам которой составлен акт тематической проверки №63 от 27.07.2023г. (далее - акт тематической проверки).

Из акта тематической проверки следует.

В акте тематической проверки указано, что метод отнесения в зачет НДС пропорциональный, доля облагаемого оборота по нулевой ставке в общем облагаемом обороте за 1 квартал 2020г. составляет – 98,40%.

При этом, согласно обжалуемого акта налоговой проверки №86 от 02.09.2022г., установлено, что за период с 01.01.2022г. по 31.03.2022г. предъявлено по требованию НДС в сумме 4 108 525,7 тыс.тенге, из них возвращено в упрощённом и общеустановленном порядке на сумму 4 066 544,9 тыс.тенге.

Таким образом, по результатам обжалуемого акта налоговой проверки не подтверждено 41 980,8 тыс.тенге, в том числе:

- 8 145,7 тыс.тенге - сумма НДС, не подлежащая к возврату в связи с неполным подтверждением экспорта;

- 561,6 тыс.тенге - сумма НДС, не подлежащая к возврату в связи с не поступившей валютной выручки;

- 3 123,8 тыс.тенге – начисленная сумма НДС;

- 30 149,5 тыс.тенге - сумма НДС, не подлежащая возврату по нарушениям по непосредственным поставщикам.

При этом, Компании «А» не согласно в части неподтвержденных сумм НДС в связи с нарушениями, выявленными у непосредственных поставщиков, в сумме 30 149,5 тыс.тенге.

Также, из акта тематической проверки следует, что по результатам обжалуемого акта налоговой проверки №86 от 02.09.2022г. не подтверждено к возврату превышение НДС по причине занижения суммы НДС по реализованным товарам, работам, услугам, выявленных при сопоставлении с электронными счетами-фактурами, выписанными в ИС ЭСФ, имеющейся налоговой задолженности, за проверяемый период у непосредственных поставщиков на сумму НДС в размере 30 149,5 тыс.тенге.

В акте тематической проверки отмечено, что согласно пункту 11 Правил №391 при проведении тематической проверки по подтверждению достоверности сумм превышения НДС, предъявленных к возврату, а также достоверности сумм НДС, возвращенных из бюджета услугополучателю, в отношении которого применен упрощенный порядок возврата, орган государственных доходов формирует по проверяемому услугополучателю с применением информационной системы за проверяемый налоговый период аналитический отчет «Пирамида» по поставщикам в соответствии с главой 3 настоящих Правил №391.

При этом, пунктом 11 статьи 152 Налогового кодекса определено, что аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого услугодателем на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности по НДС и (или) сведений ИС, а также сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика.

Согласно пункта 46 Правил №391 риском неисполнения налоговых обязательств признается выявленные расхождения в результате сверки сведений налоговой отчетности поставщика и сведений ИС, а также другие сведения, указывающие на неисполнение налоговых обязательств по исчислению и уплате НДС в бюджет.

Также, в акте тематической проверки указано, что согласно пункта 52 Правил, при выявлении по результатам аналитического отчета «Пирамида» у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности суммы превышения НДС, производится в пределах сумм, указанных в требовании и (или) в налоговом заявлении, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены нарушения налогового законодательства, учитывая следующие факты, но не ограничиваясь ими, в том числе:

- расхождения между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика и (или) сведениями ИС электронных счетов фактур (далее – ЭСФ) и других ИС ОГД;

- отнесение в зачет сумм НДС по взаиморасчетам с поставщиком, которым не исполнено налоговое обязательство по уплате начисленных сумм НДС.

При этом положения подпункта 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не применяются при устранении нарушений, выявленных по результатам аналитического отчета «Пирамида» непосредственными поставщиками проверяемого услугополучателя: имеющих право на применение упрощенного порядка.

Как указано в акте тематической проверки, проведен анализ аналитического отчета «Пирамида», направленные запросы, а также соответствие ЭСФ и Декларации по НДС (ф.300.00) непосредственных поставщиков Компании «А» на момент завершения обжалуемого акта налоговой проверки (02.09.2022г.), а также произведена проверка на предмет определения правильности наименьшей из сумм НДС, отнесенных в зачет и сумм нарушений налогового законодательства, согласно пункта 53 Правил №391.

В акте тематической проверки указано, что в обжалуемом акте налоговой проверки содержит описание и размер выявленных расхождений между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика и сведениями ИС электронных счетов фактур, а именно сумм занижения  НДС по реализации, сумм НДС по выписанным ЭСФ, по Декларации по НДС (ф.300.00) (с выпиской счетов-фактур), сумм НДС, отнесенных в зачет, сумм не подтверждения наименьшей суммы НДС по поставщику каждого уровня (как исчерпывающих сведений, содержащихся в отчете «Пирамида»), а также запросов, направленных на устранение выявленных нарушений.

При этом, по аналитическому отчету «Пирамида» за период с 01.01.2022г. по 31.03.2022г. по непосредственным поставщикам экспортера установлены нарушения по причине занижения суммы НДС по реализованным товарам, работам, услугам, выявленные при сопоставлении с электронными счетами-фактурами, выписанными в ИС ЭСФ, имеющейся налоговой задолженности по 34 поставщикам составила 30 149,5 тыс.тенге.

Вместе с тем, по результатам тематической проверки не подтверждено к возврату превышение НДС в сумме 32 039,0 тыс.тенге по в связи с выявленными нарушениями у непосредственных поставщиков, а также в связи с выявленными нарушениями у непосредственных поставщиков являющиеся взаимосвязанной стороной в отношении Компании «А».

В соответствии с пунктом 10 статьи 158 Налогового кодекса в акте тематической проверки по непосредственным поставщикам описаны выявленные расхождения с указанием соответствующих положений законодательства Республики Казахстан, требования которых были нарушены.

Следует отметить, что по результатам тематической проверки не подтверждены результаты обжалуемого акта налоговой проверки от 02.09.2022г. №86 в части неподтверждения к возврату превышения НДС по непосредственным поставщикам на общую сумму 360,6 тыс.тенге в связи с устранением нарушений до момента завершения обжалуемой налоговой проверки.

При этом, как указано выше, по результатам тематической проверки не подтверждено к возврату превышение НДС, в связи с выявленными нарушениями по аналитическому отчету «Пирамида» в сумме 32 039,0 тыс.тенге. Вместе с тем, Компанией «А» обжалуется неподтверждение к возврату превышения НДС в сумме 30 149,5 тыс.тенге.

 На основании вышеизложенного, учитывая результаты тематической проверки и нормы, установленные подпунктами 2) и 3) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса, неподтверждение к возврату превышения НДС в сумме 30 149,5 тыс.тенге по результатам обжалуемой налоговой проверки является обоснованным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – оставить обжалуемое на уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения. 

  • 4590
  • 0
  • 25 сентября 2023

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.