НДС, возврат НДС нарушениями в связи с применением СУР (экспорт в РФ)

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «Q» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о сумме превышения налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет (НДС).

Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена тематическая налоговая проверка по вопросам подтверждения достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату и по вопросам исполнения налогового обязательства по НДС за период с 29.05.2020г. по 31.12.2022г., по результатам которой вынесено уведомление о результатах проверки о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет в размере 24 910,8 тыс.тенге.

Компания «Q», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для неподтверждения к возврату превышения НДС явилось наличие нарушений, выявленных в результате применения системы управления рисками (СУР), в связи с отсутствием ответов на запросы о подтверждении реализации, направленным в РФ по экспорту товаров на территорию государства – члена ЕЭС.

Компания «Q» отмечает, что в нарушение пункта 12 статьи 152 Кодекса «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее – Налоговый кодекс) в акте проверки указаны нарушения, не связанные с операциями, по которым подано заявление о возврате НДС. Кроме того, налоговым органом к акту документальной налоговой проверки не приложены документы, послужившие основанием для отказа в возврате сумм превышения НДС.

В жалобе указано, что Компанией «Q» подано заявление на возврат НДС в сумме 24 860,1 тыс.тенге, на основании которого проведена тематическая проверка за период c 29.05.2020г. по 31.12.2023г. Согласно акту проверки НДС не подлежит возврату в связи с отсутствием ответов на запросы, направленные в Российскую Федерацию (РФ). При этом Компания «Q» утверждает, что имеются подтверждающие документы о поступлении валютной выручки с РФ.

Проверив доводы Компании «Q», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Статьей 152 Налогового кодекса предусмотрены особенности проведения тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения НДС.

Согласно пункту 11 статьи 152 Налогового кодекса аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности по НДС и (или) сведений информационных систем.

Согласно подпунктам 2-3) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида», не подтверждена достоверность сумм НДС.

Кроме того, следует указать, что приказом уполномоченного органа от 19.03.2018г. №391 утверждены Правила возврата превышения НДС и применения СУР в целях подтверждения достоверности суммы превышения НДС, а также критериев степени риска (далее – Правила №391).

Правила №391 разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 137 и пунктом 10 статьи 429 Налогового кодекса и подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан «О государственных услугах» и устанавливают порядок возврата сумм превышения НДС с применением СУР.

Так, согласно пунктам 45 и 46 Правил №391 отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого услугодателем на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности по НДС и (или) сведений ИС, а также сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика.

Риском неисполнения налоговых обязательств признается выявленные расхождения в результате сверки сведений налоговой отчетности поставщика и сведений ИС, а также другие сведения, указывающие на неисполнение налоговых обязательств по исчислению и уплате НДС в бюджет.

Согласно пункту 52 Правил №391 при выявлении по результатам отчета «Пирамида» у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности суммы превышения НДС, производится в пределах сумм, указанных в требовании и (или) в налоговом заявлении, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены нарушения налогового законодательства, учитывая следующие факты, но не ограничиваясь ими:

1) расхождения между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика и (или) сведениями ИС электронных счетов фактур (далее – ЭСФ) и других ИС ОГД;

2) расхождения между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика и (или) сведений, указанных в реестре счетов-фактур по реализованным товарам, работам, услугам, и сведениями в реестре счетов-фактур покупателя по приобретенным им товарам, работам, услугам.

В соответствии с пунктом 67 Правил №391 не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки, согласно подпункту 3) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не подтверждена достоверность сумм НДС.

Тематическая проверка Компании «Q» проведена на основании требования о возврате превышения НДС, указанного в декларации по НДС за 4 квартал 2022г. (вх. №05132 от 15.02.2023г.), за период с 01.01.2022г. по 31.12.2022г. в сумме 24 910,8 тыс.тенге.

Основным видом деятельности Компании «Q» является – «Оптовая торговля прочими машинами и оборудованием».

Из акта налоговой проверки следует, что товары, работы, услуги, приобретенные Компанией «Q» в Республике Казахстан за 1-4 кварталы 2022г. составили сумму 3 533,6 тыс.тенге, НДС в сумме 424,0 тыс.тенге. Произведен импорт из государств, не являющихся членами ЕЭС на сумму 207 187,2 тыс.тенге, НДС в сумме 24 862,5 тыс.тенге, из государств-членов ЕЭС на сумму 10 186,2 тыс.тенге, НДС в сумме 1 222,3 тыс.тенге.

Согласно информации налогового органа превышение НДС образовано в связи с приобретением товаров (запасные части для гражданской авиации) по импорту с уплатой НДС в сумме 24 862,5 тыс.тенге из США.

Пунктом 1 статьи 152 Налогового кодекса установлено, что тематическая проверка по подтверждению достоверности суммы превышения НДС проводится с применением СУР в отношении налогоплательщика, представившего требование о возврате суммы превышения НДС, указанное в декларации по НДС (далее - требование о возврате суммы превышения НДС).

При этом согласно пункту 39 Правил №391 для определения риска извлечения налогоплательщиком выгоды из своих незаконных действий в целях получения налоговых выгод (налоговой экономии) и уменьшения налоговых платежей применяются критерии, которые являются конфиденциальной информацией, не подлежащей разглашению, в том числе налогоплательщику, по которому произведена оценка степени (уровня) риска.

Пунктом 40 Правил №391 предусмотрено, что в целях гибкого и оперативного управления рисками Комитет определяет порядок расчета критериев степени риска, который подлежит размещению на официальном сайте Комитета ежеквартально не позднее первого числа второго месяца отчетного периода.

В соответствии с пунктом 43 Правил №391 с учетом внесения изменений и дополнений в соответствии с приказом уполномоченного органа от 28.03.2022г. №317 (далее – Правила возврата превышения НДС), если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска не превышает порог баллов, установленный Комитетом, то по таким налогоплательщикам формируется отчет «Пирамида».

В рассматриваемом случае, из акта проверки следует, что критерии степени риска Компании «Q» составили 33,21 баллов.

Таким образом, суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев риска не превысил порог баллов, установленный Комитетом государственных доходов Министерства финансов 350 баллов, которые являются конфиденциальной информацией, не подлежащей разглашению, в том числе налогоплательщику, по которому произведена оценка степени (уровня) риска, в этой связи сформирован аналитический отчет «Пирамида по поставщикам».

Пунктом 52 Правил №391 возврата превышения НДС предусмотрено, что при выявлении по результатам отчета «Пирамида» у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности суммы превышения НДС, производится в пределах сумм, указанных в требовании и (или) в налоговом заявлении, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены нарушения налогового законодательства.

Как указано в акте проверки не подтверждена сумма НДС, отнесенная в зачет Компанией «Q» по следующим непосредственным поставщикам:

- Компанией «H» на сумму 123,8 тыс.тенге;

- Компанией «K» на сумму 111,5 тыс.тенге;

- Компанией «М» на сумму 50,3 тыс.тенге;

- Компанией «V» на сумму 47,2 тыс.тенге;

- Компанией «С» на сумму 12,9 тыс.тенге;

- Компанией «F» на сумму 5,1 тыс.тенге;

- Компанией «E» на сумму 3,6 тыс.тенге;

- Компанией «К» на сумму 1,4 тыс.тенге;

- Компанией «Т» на сумму 0,7 тыс.тенге;

- Компанией «Е» на сумму 0,4 тыс.тенге;

- Компанией «А» на сумму 0,2 тыс.тенге.

Так, сумма НДС, не подлежащая возврату в связи с наличием нарушений, выявленных в результате применения (СУР), составила 357,1 тыс.тенге.

Таким образом, учитывая нормы пункта 1 статьи 152 Налогового кодекса и Правил возврата превышения НДС, неподтверждение к возврату превышения НДС в сумме 357,1 тыс.тенге в связи с применением СУР по результатам налоговой проверки является обоснованным.

Вместе с тем, Компанией «Q» произведена реализация товаров (запасные части гражданской авиации) в Российскую Федерацию в адрес Компаний «Р», «I», «К».

Согласно подпункту 5) пункта 1 статьи 155 Налогового кодекса при проведении налоговой проверки должностные лица налогового органа имеют право направлять запросы государственным и иным органам (организациям) иностранных государств по вопросам, возникшим в ходе проведения налоговой проверки.

В соответствии с пунктом 5 статьи 152 Налогового кодекса в случае экспорта товаров при определении суммы НДС, подлежащей возврату в соответствии с Налоговым кодексом, учитываются сведения таможенного органа, подтверждающие факт вывоза товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза, в таможенной процедуре экспорта.

Как следует из информации налогового органа в целях подтверждения достоверности суммы превышения НДС, предъявленных к возврату в соответствии с подпунктом 5) пункта 1 статьи 155 Налогового кодекса, в ходе налоговой проверки согласно Протоколу о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение №18 к Договору о Евразийском экономическом союзе) направлены запросы в Межрайонный ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по взаиморасчетам Компании «Q» с Компаниями «Р» (от 25.05.2023г.), в МИФНС по Иркутской области по взаиморасчетам с Компанией «I» (от 25.05.2023г.), в МИФНС по г.Москва по взаиморасчетам с Компанией «К» (от 25.05.2023г.).

Согласно запросам, направленным в РФ, выявлены несоответствия данных первичных бухгалтерских документов по графе 9 и 11 номер в Товаросопроводительных документах и счет-фактур, указанных в Заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Таким образом, по запросам налогового органа, направленным в МИФНС РФ 25.05.2023г., на момент завершения проверки 12.07.2023г. ответы не получены.

В соответствии с подпунктом 3) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки не подтверждена достоверность сумм НДС.

На основании вышеизложенного, неподтверждение к возврату превышения НДС в сумме 24 910,8 тыс.тенге, в связи с неполучением ответов с Межрайонных инспекций Федеральной налоговой службы Российской Федерации на запросы, направленные налоговым органом 25.05.2023г., по результатам налоговой проверки является обоснованным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 182 Налогового кодекса по окончании рассмотрения жалобы уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом решения апелляционной комиссии.

По результатам заседания Апелляционной комиссии уведомление о результатах проверки оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.

  • 4200
  • 0
  • 25 сентября 2023

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.