Возврат НДС - отказ в связи с недопоступлением валютной выручки


Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: возврат НДС


Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «L» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) начисления НДС и суммы превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, неподтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка по вопросам подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных к возврату за период за период с 01.01.2023г. по 31.03.2023г., по результатам которой вынесено уведомление о сумме превышения налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет в размере 237 964,5 тыс.тенге тыс.тенге.

Компания «L», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Относительно неподтверждения к возврату превышения НДС в сумме 4 997,2 тыс.тенге в связи с недопоступлением валютной выручки

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога явилось нарушение пункта 7 статьи 152 Налогового кодекса не подтверждено к возврату превышение НДС в сумме 4 997,2 тыс.тенге в связи с недопоступлением валютной выручки.

С данным выводом налогового органа Компания «L» не согласна из-за того, что по Контракту от 04.01.2023г., заключенному между Совместным ТБ ООО «Т» и Компании «L» по состоянию на 26.06.2023г., отсутствовала задолженность по реализации продукции перед Компанией «L».

При этом Компания «L» в жалобе указывает, что стоимость фактической отгруженной продукции (в валюте) составляет 9 024 226,30 рублей, поступила валютная выручка в сумме 21 000 000 рублей, соответственно, вывод органа государственных доходов об отсутствии валютной выручки является необоснованным.

Проверив доводы Компании «L», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Согласно пункту 7 статьи 152 Налогового кодекса в случае экспорта товаров при определении суммы НДС, подлежащей возврату, учитывается экспорт товаров, по которому поступила валютная выручка на банковские счета налогоплательщика в банках второго уровня на территории Республики Казахстан, открытые в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан, либо осуществлен фактический ввоз на территорию Республики Казахстан товаров, поставленных плательщику НДС покупателем экспортированных товаров по внешнеторговым товарообменным (бартерным) операциям.

Представление заключения в налоговые органы о поступлении валютной выручки осуществляется Национальным Банком Республики Казахстан и банками второго уровня в порядке и по форме, которые утверждены уполномоченным органом по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан.

Для получения данного заключения налоговые органы направляют соответствующий запрос о поступлении валютной выручки по состоянию на дату составления такого заключения.

При этом, согласно пункту 2 Правил представления заключения о поступлении валютной выручки, утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 21.02.2018г. №260 (далее – Правила №260), заключение о поступлении валютной выручки предоставляется территориальными филиалами Национального Банка Республики Казахстан или банками второго уровня в органы государственных доходов в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса.

Следует указать, что в соответствии с пунктом 65 Правил возврата превышения налога на добавленную стоимость, утвержденных Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19.03.2018г. №391 (далее – Правила №391) при экспорте товаров при определении суммы НДС, подлежащей возврату, учитывается экспорт товаров, по которому поступила валютная выручка на банковские счета услугополучателя в банках второго уровня на территории Республики Казахстан, либо осуществлен фактический ввоз на территорию Республики Казахстан товаров, поставленных плательщику НДС покупателем экспортированных товаров по внешнеторговым товарообменным (бартерным) операциям.

При недопоступлении валютной выручки учитывается общая сумма неподтвержденного НДС по всем контрактам.

Таким образом, в случае экспорта товаров при определении суммы НДС, подлежащей возврату, учитывается экспорт товаров, по которому поступила валютная выручка на банковские счета налогоплательщика в банках второго уровня на территории Республики Казахстан, подтвержденная заключением о поступлении валютной выручки по состоянию на дату составления такого заключения, осуществленной Национальным Банком Республики Казахстан и банками второго уровня.

В рассматриваемом случае, как следует из акта налоговой проверки Департаментом государственных доходов 26.06.2023г. направлен запрос в АО «Б», при этом согласно ответу от 04.07.2023г. АО «Б» на дату составления такого заключения сумма поступившей валютной выручки по Контракту от 04.01.2023г. составляет в размере 0 российских рублей.

При этом, стоимость фактически отгруженной продукции по вышеуказанному Контракту составляет сумму 7 155 201 российских рублей, соответственно, сумма превышения НДС, не подтвержденная к возврату составляет 4 997,2 тыс.тенге.

Относительно доводов Компании «L» о поступлении валютной выручки в сумме 21 000 000 российских рублей по Контракту от 04.01.2023г. следует отметить.

Как указано выше, при определении суммы НДС, подлежащей возврату, учитывается экспорт товаров, по которому поступила валютная выручка, подтвержденная заключением о поступлении валютной выручки по состоянию на дату составления такого заключения, осуществленной банками второго уровня.

Так, согласно заключению АО «Б» по Контракту от 04.01.2023г. по состоянию на 04.07.2023г. валютная выручка не поступала.

На основании заключения АО «Б» от 04.07.2023г. на запрос органа государственных доходов от 26.06.2023г. за период с 01.01.2023г. по 31.03.2023г. по Контракту от 04.01.2023г. по состоянию на 04.07.2023г. валютная выручка не поступала.

АО «Б» предоставлено дополнительное заключение от 03.11.2023г. за период с 01.01.2023г. по 16.06.2023г. по Контракту от 04.01.2023г. по состоянию на 03.11.2023г. сумма поступившей валютной выручки составляет 27 000 000 российских рублей.

С учетом изложенного, ответ АО «Б» от 03.11.2023г., направлено в адрес Компания «L»а, после завершения налоговой проверки и вручения акта проверки от 28.09.2023г., при этом основанием для подтверждения валютной выручки является заключение от 04.07.2023г.

Таким образом, учитывая пункт 7 статьи 152 Налогового кодекса, неподтверждение к возврату превышения НДС в сумме 4 997,2 тыс.тенге в связи с недопоступлением валютной выручки по результатам налоговой проверки является обоснованным.

Относительно неподтверждения к возврату превышения НДС в сумме 121 791,1 тыс.тенге в связи с отсутствием заявлений о ввозе и уплате косвенных налогов, а также в сумме 6 428,9 тыс.тенге в связи с расхождениями между данными деклараций по НДС (ф.300.00) и данными деклараций на товары (ИС АСТАНА-1)

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога явилось нарушение пункта 1 статьи 447 Налогового кодекса не подтверждено к возврату превышение НДС в сумме 121 791,1 тыс.тенге в связи с нарушениями, выявленными в результате отсутствия заявлений о ввозе и уплате косвенных налогов.

С данным выводом налогового органа Компания «L» не согласна из-за того, что согласно данным расшифровки, представленной органом государственных доходов превышение НДС, не подлежащие возврату составляет 76 848,6 тыс.тенге, при этом в акте налоговой проверки нарушения установлены на сумму 121 791,1 тыс.тенге.

В жалобе Компания «L» указывает, что основанием для неподтверждения к возврату превышения НДС в виде отсутствия заявлений о ввозе и уплате косвенных налогов и электронными счетами фактур (ЭСФ) носят формальный характер. При этом, в имеющихся заявлениях Компания «L» указывает основные номера счетов-фактур, которые были аннулированы, в последующем выписаны исправленные счета-фактуры.

Также, по мнению Компании «L», орган государственных доходов не принимает во внимание тот факт, что суммы и период по договорам идентичны с данными исправленных счетов-фактур, отраженных в ИС ЭСФ.

Компания «L» в жалобе отмечает, что необоснованно завышена сумма отказа в возврате НДС, по которому отсутствует расшифровка и отдельный пункт в акте налоговой проверки.

Кроме того, Компания «L» указывает, что не согласен с уведомлением на сумму 6 428,9 тыс.тенге так как отсутствует расшифровка в акте налоговой проверки.

Проверив доводы Компании «L», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Согласно подпунктом 3) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат налога на добавленную стоимость в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки, в том числе не подтверждена достоверность сумм налога на добавленную стоимость.

В случае экспорта товаров с территории Республики Казахстан на территорию государства - члена Евразийского экономического союза при определении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возврату в соответствии с Налоговым кодексом, учитываются сведения из документов, указанных в статье 447 Налоговым кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 447 Налогового кодекса документами, подтверждающими экспорт товаров, являются:

1) договоры (контракты) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним (далее – договоры (контракты), на основании которых осуществляется экспорт товаров, а в случае лизинга товаров или предоставления займа в виде вещей – договоры (контракты) лизинга, договоры (контракты), предусматривающие предоставление займа в виде вещей, договоры (контракты) на изготовление товаров;

2) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства-члена Евразийского экономического союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов и (или) освобождении и (или) ином способе уплаты (на бумажном носителе в оригинале или копии либо в электронной форме);

3) копии товаросопроводительных документов, подтверждающих перемещение товаров с территории одного государства-члена Евразийского экономического союза на территорию другого государства-члена Евразийского экономического союза.

В рассматриваемом случае, реализованы на экспорт товары (силиконовая жидкость, сополимер этилена и пропилена на общую сумму 959 696,5 тыс.тенге, в том числе по счетам-фактурам:

- от 07.03.2023г. на сумму 379 707 долларов США или 164 348,6 тыс.тенге;

- от 07.03.2023г. на сумму 368 988 долларов США или 159 709,3 тыс.тенге;

- от 07.03.2023г. на сумму 361 893 долларов США или 156 637,9 тыс.тенге;

- от 25.03.2023г. на сумму 326 413 долларов США или 20 402,4 тыс.тенге;

- от 07.03.2023г. на сумму 368 988 долларов США или 159 709,3 тыс.тенге;

- от 20.03.2023г. на сумму 368988 долларов США или 170 026,2 тыс.тенге, по которым отсутствуют заявления о ввозе и уплате косвенных налогов, соответственно, сумма превышения НДС, не подлежащая возврату, составляет 115 362,2 тыс.тенге.

На основании изложенного, учитывая норму пункта 1 статьи 447 Налогового кодекса, не подлежит возврату превышение НДС в сумме 115 362,2 тыс.тенге, в связи с отсутствием заявлений о ввозе и уплате косвенных налогов.

Также необходимо указать, что в соответствии с пунктом 5 статьи 152 Налогового кодекса в случае экспорта товаров при определении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возврату в соответствии с Налоговым кодексом, учитываются сведения таможенного органа, подтверждающие факт вывоза товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза, в таможенной процедуре экспорта.

В соответствии с пунктом 2 статьи 386 Налогового кодекса документами, подтверждающими экспорт товаров, являются:

1) договор (контракт) на поставку экспортируемых товаров;

2) копия декларации на товары с отметками таможенного органа, осуществляющего выпуск товаров с помещением под таможенную процедуру экспорта, а также с отметкой таможенного органа Республики Казахстан или таможенного органа другого государства-члена Евразийского экономического союза, расположенного в пункте пропуска на таможенной границе Евразийского экономического союза, кроме случаев, указанных в подпунктах 3) и 6) настоящего пункта.

В рассматриваемом случае, по данным предоставленной декларации по НДС (ф.300.00) за 1 квартал 2023г. в приложении 300.01 «Обороты по реализации, облагаемые по нулевой ставке в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза» составляет сумму 1 393 414,6 тыс.тенге, а по данным Декларации на товары (ИС АСТАНА-1) оборот составляет сумму 1 339 840,5 тыс.тенге, соответственно, не подтвержден экспорт товаров на сумму 53 574,2 тыс.тенге, НДС в сумме 6 428,9 тыс.тенге.

В этой связи, не подлежит возврату превышение НДС в сумме 6 428,9 тыс.тенге в связи с неподтверждением экспорта товаров согласно данным Декларации на товары (ИС АСТАНА-1).

Относительно неподтверждения к возврату превышения НДС в сумме 6 428,9 тыс.тенге следует отметить.

Согласно данным раздела 2.14 акта налоговой проверки установлены нарушения налогового законодательства на сумму 237 964,4 тыс.тенге, тогда как фактически установлены нарушения на сумму 231 535,5 тыс.тенге, в том числе НДС:

в сумме 11 244,0 тыс.тенге в связи с недопоступлением валютной выручки;

в сумме 121 791,1 тыс.тенге в связи с отсутствием заявлений о ввозе и уплате косвенных налогов;

в сумме 98 500,4 тыс.тенге в связи с наличием нарушений, выявленных в результате применения системы управления рисками.

Следует указать, что в соответствии с пунктом 10) пункта 1 статьи 158 Налогового кодекса по завершении налоговой проверки должностным лицом налогового органа составляется акт налоговой проверки с указанием подробного описания выявленных нарушений с указанием соответствующих положений законодательства Республики Казахстан, требования которых были нарушены.

В данном случае, в акте налоговой проверки отсутствует подробное описание выявленных нарушений на сумму 6 428,9 тыс.тенге (237 964,4 -231 535,5) с указанием соответствующих положений законодательства Республики Казахстан, требования которых были нарушены. При этом, как следует из информации Департамента государственных доходов, по результатам налоговой проверки ошибочно дважды учтен НДС в сумме 6 428,9 тыс.тенге.

Таким образом, учитывая пункт 5 и подпункт 3) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса, неподтверждение к возврату превышения НДС в сумме 6 428,9 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является необоснованным.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки в части неподтверждения к возврату превышения НДС в сумме 6 428,9 тыс.тенге, а в остальной части оставить без изменения.

  • 1201
  • 0
  • 23 февраля 2024

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.