Возврат НДС: отсутствие подтверждения сумм превышения НДС: оставить уведомление без изменений


Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: НДС


Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена жалоба Компании «В» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов о сумме превышения налога на добавленную стоимость (НДС), относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет.

Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена тематическая налоговая проверка по вопросам подтверждения достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату, а также по вопросам исполнения налогового обязательства по НДС за период с 01.01.2023г. по 31.03.2024г., по результатам которой вынесено уведомление о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет, в размере 64 288,0 тыс.тенге.

Компания «В» не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для отказа в возврате НДС явилось несоответствие номеров товаросопроводительных документов, отраженных Покупателем-нерезидентом в Заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (ф.328.00).

С данными выводами налогового органа Компания «В» не согласна из-за того, что основанием для неподтверждения к возврату превышения НДС в сумме 64 288,0 тыс.тенге послужило то, что серия и номер транспортных (товаросопроводительных) документов (далее – сопроводительный документ), указанных в счетах-фактурах, выписанных Компанией «В», не соответствует серии и номеру, указанных Покупателем-нерезидентом в заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (ф.328.00).

При этом, Компания «В» в жалобе указывает, что электронные счета-фактуры (ЭСФ) автоматически формируются в базе 1С-Бухгалтерия, в разделе F «Реквизиты документов, подтверждающих поставку товаров и услуг» в пункте 32.1 ЭСФ указаны регистрационные номера сопроводительных накладных на товары (СНТ), а в пункте 32.2 ЭСФ указывается дата регистрации СНТ, которые вносятся в ЭСФ автоматически самой программой. Соответственно, серия и номер международной транспортной накладной (CMR) в ЭСФ не может отражаться, так как данный документ формируется перевозчиком.

Компания «В» считает, что СНТ является товаросопроводительным документом и требований о том, что в графе 32.1 ЭСФ должен указываться номер CMR законодательством не закреплено. CMR и СНТ являются транспортными (товаросопроводительными) документами.

Также Компания «В» указывает, что заявления о ввозе, представленные Покупателем-нерезидентом, приняты налоговым органом по месту регистрации Покупателя-нерезидента.

Кроме того, покупателем-нерезидентом в жалобе ссылается на Решение Специализированного межрайонного административного суда (СМАС) от 24.05.2024г., согласно которого уведомление о результатах проверки от 01.03.2024г. отменено в части отказа в подтверждении к возврату превышения НДС в размере 56 462,2 тыс.тенге по причине несоответствия товаросопроводительных документов.

Вышеуказанное решение СМАС оставлено без изменения Постановлением судебной коллегии по административным делам от 22.08.2024г. В связи с изложенным, Компания «В» считает необоснованным неподтверждение к возврату превышения НДС в сумме 64 288,0 тыс.тенге.

Проверив доводы Компании «В», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Согласно пункту 5 статьи 152 Налогового кодекса в случае экспорта товаров при определении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возврату в соответствии с Налоговым кодексом, учитываются сведения таможенного органа, подтверждающие факт вывоза товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза, в таможенной процедуре экспорта.

 Согласно пункта 1 статьи 447 Налогового кодекса документами, подтверждающими экспорт товаров, являются:

  • договоры (контракты) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним (далее - договоры (контракты), на основании которых осуществляется экспорт товаров, а в случае лизинга товаров или предоставления займа в виде вещей - договоры (контракты) лизинга, договоры (контракты), предусматривающие предоставление займа в виде вещей, договоры (контракты) на изготовление товаров;

  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства-члена Евразийского экономического союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов и (или) освобождении и (или) ином способе уплаты (на бумажном носителе в оригинале или копии либо в электронной форме);

  • копии товаросопроводительных документов, подтверждающих перемещение товаров с территории одного государства-члена Евразийского экономического союза на территорию другого государства-члена Евразийского экономического союза.

В пункте 3 статьи 443 Налогового кодекса установлено, что для целей главы 50, регулирующее особенности обложения НДС при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в евразийском экономическом союзе, под товаросопроводительными документами понимаются: международная автомобильная накладная, железнодорожная транспортная накладная, товарно-транспортная накладная, накладная единого образца, багажная ведомость, почтовая ведомость, багажная квитанция, авианакладная, коносамент, а также документы, используемые при перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, и иные документы, используемые при перемещении отдельных видов подакцизных товаров, а также сопровождающие товары и транспортные средства при перевозках, предусмотренные законами РК и международными договорами, участником которых является РК; счета-фактуры, спецификации, отгрузочные и упаковочные листы, а также другие документы, подтверждающие сведения о товарах, в том числе стоимость товаров, и используемые в соответствии с международными договорами, участником которых является РК.

Согласно статьи 387 Налогового кодекса международной перевозкой признается транспортировка товаров, в том числе почтовых отправлений, экспортируемых с территории Республики Казахстан и импортируемых на территорию Республики Казахстан.

Для целей настоящей главы перевозка считается международной, если оформление перевозки осуществляется едиными международными перевозочными документами, установленными пунктом 4 статьи 387 Налогового кодекса.

В соответствии с пунктом 4 статьи 387 Налогового кодекса подтверждающими международные перевозки документами являются при перевозке грузов в международном автомобильном сообщении – товарно-транспортная накладная.

Кроме этого, в пункте 8 Постановления Правительства Республики Казахстан от 11 августа 2004 года №833 «Об утверждении Соглашения о взаимодействии государств-участников СНГ в области международных автомобильных грузовых перевозок» указано, что перевозки грузов, предусмотренные настоящим Соглашением, осуществляются по товарно-транспортным накладным (CMR).

Сведения, необходимые для отображения в товарно-транспортной накладной (CMR) указаны в приложении 1 к Правилам перевозок грузов
автомобильным транспортом, утвержденные приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 16.06.2021 года №307.

Товарно-транспортная накладная является основным перевозочным документом, по которой производится списание отправляемого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем.

При сдаче груза водитель предъявляет три экземпляра товарно-транспортной накладной (в случае оформления на бумажном носителе) грузополучателю, который удостоверяет прием груза своей подписью и печатью (штампом) в каждом экземпляре товарно-транспортной накладной и указывает во всех экземплярах товарно-транспортной накладной время прибытия и убытия автотранспортного средства.

Согласно главе 2 «Правил заполнения и представления налоговой отчетности «Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (форма 328.00)» для определения сумм косвенных налогов при импорте товаров налогоплательщиком заполняется таблица, в графе 9 которой указываются серия, номер транспортных (товаросопроводительных) документов.

В рассматриваемом случае, Компания «В» в рамках исполнения контрактов от 05.10.2022г. и от 11.12.2023г. в адрес Покупателя-нерезидента (Российская Федерация) поставлены товары (шины для гражданской авиации).

Покупатель-нерезидент в графе 9 «Транспортный (товаросопроводительный) документ» заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (ф.328.00) отражено следующие данные:

  • от 16.08.2023г. №19 отражен сопроводительный документ №12 от 10.07.2023г., тогда как оформлен CMR №2023011;

  • от 16.08.2023г. №20 отражен сопроводительный документ №11 от 10.07.2023г., тогда как оформлен CMR №2023010;

  • от 16.08.2023г. №21 отражен сопроводительный документ №13 от 18.07.2023г., тогда как оформлен CMR №2023012;

  • от 16.08.2023г. №22 отражен сопроводительный документ №14 от 18.07.2023г., тогда как оформлен CMR №2023012;

  • от 16.08.2023г. №23 отражен сопроводительный документ №15 от 27.07.2023г., тогда как оформлен CMR №2023013;

  • от 12.12.2023г. №29 отражен сопроводительный документ №17 от 07.11.2023г., тогда как оформлен CMR №2023016;

  • от 12.12.2023г. №30 отражен сопроводительный документ №16 от 07.11.2023г., тогда как оформлен CMR №2023015;

  • от 14.12.2023г. №31 отражен сопроводительный документ №19 от 22.11.2023г., тогда как оформлен CMR №2023017;

  • от 14.12.2023г. №32 отражен сопроводительный документ №18 от 22.11.2023г., тогда как оформлен CMR №2023017;

  • от 18.01.2024г. №2 отражен сопроводительный документ №21 от 25.12.2023г., тогда как оформлен CMR №2023018;

  • от 12.02.2024г. №3 отражен сопроводительный документ №1 от 04.01.2024г., тогда как оформлен CMR №2023019;

  • от 12.02.2024г. №4 отражен сопроводительный документ №2 от 04.01.2024г., тогда как оформлен CMR №2023019;

  • от 12.02.2024г. №5 отражен сопроводительный документ №44 от 15.01.2024г., тогда как оформлена авиагрузовая накладная №655 0155 6365;

  • от 12.02.2024г. №6 отражен сопроводительный документ №3 от 12.01.2024г., тогда как оформлена авиагрузовая накладная №655 0155 6365;

  • от 12.02.2024г. №7 отражен сопроводительный документ №5 от 26.01.2024г., тогда как оформлен CMR №2024001;

  • от 12.02.2024г. №8 отражен сопроводительный документ №5 от 26.01.2024г., тогда как оформлен CMR №2024001;

  • от 12.02.2024г. №9 отражен сопроводительный документ №6 от 26.01.2024г., тогда как оформлен CMR №2024001;

  • от 12.02.2024г. №10 отражен сопроводительный документ №7 от 26.01.2024г., тогда как оформлен CMR №2024001.

где номера сопроводительных документов, не соответствует фактическим номерам международных транспортных накладных.

Соответственно, номера сопроводительных документов, отраженные в вышеуказанных заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (ф.328.00), не соответствует фактичекским номерам международных транспортных накладных, в этой связи, по результатам налоговой проверки не подтверждено к возврату превышение НДС в сумме 121 992,9 тыс.тенге.

Необходимо отметить, что согласно пункту 1, подпункту 3) пункта 2 статьи 36 Налогового кодекса исполнение налогового обязательства осуществляется налогоплательщиком самостоятельно, если иное не установлено Налоговым кодексом.

Следовательно, ответственность за достоверность и полноту сведений, отраженных в налоговой отчетности, возлагается на налогоплательщика.

Вместе с тем, положения статьи 211 Налогового кодекса предусматривают внесение налогоплательщиком изменений и дополнений в налоговую отчетность путем составления дополнительной налоговой отчетности за налоговый период, к которому относятся данные изменения и дополнения с учетом срока исковой давности, установленной статьей 48 Налогового кодекса.

Необходимо отметить, что согласно пункту 5 статьи 179 Налогового кодекса в жалобе указываются обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

Компанией «В» уведомление о результатах проверки от 03.09.2024г. обжалуется полностью, однако, не приведены доводы относительно неподтверждения к возврату превышения НДС в сумме 1 607,5 тыс.тенге, соответственно, неподтверждение к возврату превышения НДС в указанной части по результатам налоговой проверки является обоснованным.

Следует указать, что сумма превышения НДС, предъявленная к возврату, указанная в требовании о возврате превышения НДС за период с 01.01.2023г. по 31.03.2023г., составляет 64 288,0 тыс.тенге, при этом, по результатам налоговой проверки нарушения установлены на сумму 123 600,4 тыс.тенге (121 992,9 + 1 607,5). 

Таким образом, учитывая нормы статьи 152 Налогового кодекса и Правил №391, неподтверждение к возврату превышения НДС в сумме 64 288,0 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 182 Налогового кодекса по окончании рассмотрения жалобы уполномоченным орган выносит мотивированное решение с учетом решения Апелляционной комиссии.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения.




  • 9472
  • 0
  • 23 октября 2024

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.