Проведение налогового обследования в отсутствие директора

Вопрос

Согласно пункту 1 статьи 70 кодека Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» (далее – Кодекс) налоговым обследованием является иная форма государственного контроля, осуществляемая налоговыми органами с целью подтверждения фактического нахождения или отсутствия налогоплательщика (налогового агента). Налоговое обследование проводится в рабочее время по месту нахождения, указанному в регистрационных данных налогоплательщика (налогового агента). 

Для участия в проведении налогового обследования привлекаются понятые в порядке, определенном Кодексом. Согласно пункту 2 статьи 70 Кодекса основанием для проведения налогового обследования являются: 

1) невозможность вручения налогоплательщику (налоговому агенту) извещения о проведении налоговой проверки, предписания, заключения по результатам камерального контроля, предварительного акта налоговой проверки, акта налоговой проверки, решения об ограничении в распоряжении имуществом и (или) акта описи ограниченного в распоряжении имущества;

 2) возврат почтовой или иной организацией связи уведомления, предусмотренного подпунктами 2), 3) и 7) пункта 2 статьи 114 Кодекса, направленного налоговым органом по почте заказным письмом с уведомлением, по причине отсутствия налогоплательщика (налогового агента) по месту нахождения. При этом налоговое обследование по основанию, предусмотренному настоящим подпунктом, в отношении налогоплательщика (налогового агента) проводится после дня возврата такого письма почтовой или иной организацией связи. Положения настоящего подпункта не применяются в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 115 Кодекса; 

3) необходимость в подтверждении фактического нахождения или отсутствия налогоплательщика, являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 Кодекса, по месту нахождения, указанному в регистрационных данных. Основание для проведения налогового обследования, предусмотренное настоящим подпунктом, не применяется в отношении налогоплательщиков, приостановивших представление налоговой отчетности в порядке, определенном статьями 213 и 214 Кодекса, а также налогоплательщиков, в отношении которых применена процедура банкротства; 

4) необходимость в подтверждении фактического нахождения или отсутствия налогоплательщика, не исполнившего уведомление, предусмотренное подпунктом 10) пункта 2 статьи 114 Кодекса, а также налогоплательщика, признанного бездействующим в соответствии со статьей 91 Кодекса. 

Согласно пункту 3 статьи 70 Кодекса по результатам налогового обследования составляется акт налогового обследования, в котором указываются: 

- место, дата и время составления; 

- должность, фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) должностного лица налогового органа, составившего акт; 

- наименование налогового органа; - фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), наименование и номер документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства привлеченного понятого; 

- фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и (или) наименование налогоплательщика, его идентификационный номер;

 - информация о результатах налогового обследования. 

Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем составления акта налогового обследования, которым установлено отсутствие налогоплательщика по месту нахождения, указанному в его регистрационных данных, размещает на интернет-ресурсе уполномоченного органа информацию о таком налогоплательщике с указанием его идентификационного номера, наименования или фамилии, имени, отчества (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), даты проведения акта налогового обследования. 

Согласно пункту 4 статьи 70 Кодекса в случае установления в результате налогового обследования, проведенного по основанию, указанному в подпункте 3) пункта 2 настоящей статьи, фактического отсутствия налогоплательщика по месту нахождения, указанному в регистрационных данных, налоговый орган направляет такому налогоплательщику уведомление о подтверждении места нахождения (отсутствия) налогоплательщика. Согласно подпункту 57 статьи 1 Кодекса налогоплательщик - лицо и (или) структурное подразделение юридического лица, являющиеся плательщиком налогов и платежей в бюджет. Согласно подпункту 67 статьи 1 Кодекса 67) лицо - физическое лицо и юридическое лицо; физическое лицо - гражданин Республики Казахстан, иностранец или лицо без гражданства; юридическое лицо - организация, созданная в соответствии с законодательством Республики Казахстан или иностранного государства (юридическое лицо-нерезидент). 

Исходя из буквального толкования подпунктов 57, 67 статьи 1, статьи 70 Кодекса, налоговое обследование проводится в отношении лица, коим может являться товарищество с ограниченной ответственностью (далее – ТОО), с целью подтверждения по месту нахождения, указанному в регистрационных данных ТОО, а не с целью подтверждения нахождения руководителя исполнительного органа (директора) ТОО по месту нахождения, указанному в регистрационных данных ТОО, поскольку руководитель исполнительного органа (директора) ТОО является работником ТОО, не на самим ТОО (налогоплательщиком). 


На основании вышеизложенного, прошу Вам дать разъяснения и ответить на следующие вопросы:

 1) В случае проведения налогового обследования в отношении ТОО, считается ли в отсутствие директора ТОО на рабочем месте по местонахождению отсутствием налогоплательщика по месту нахождения согласно статье 70 Кодекса, при условии, что персонал ТОО, включая офисное оборудование, фактически находится на рабочем месте по местонахождению? 

2) Какова периодичность проведения налогового обследования по основанию, предусмотренному подпунктом 3 пункта 2 статьи 70 Кодекса? 3) Какова периодичность проведения налогового обследования по основанию, предусмотренному подпунктом 4 пункта 2 статьи 70 Кодекса?



  • 6864
  • 0
  • 9 февраля 2023

Ответы на вопрос (1)

Блог Председателя Комитета государственных доходов МФ РК

Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее – КГД МФ РК) рассмотрев Ваш вопрос, поступивший на блог Председателя КГД МФ РК в пределах компетенции сообщает следующее. 


В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее – Налоговый кодекс) налоговым контролем является государственный контроль, осуществляемый налоговыми органами, за исполнением норм налогового законодательства Республики Казахстан, иного законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением которого возложен на налоговые органы. 

Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что налоговый контроль осуществляется в форме налоговой проверки и иных формах государственного контроля. Согласно подпункту 5) пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса в рамках иных форм государственного контроля также осуществляется налоговое обследование. В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса налоговым обследованием является иная форма государственного контроля, осуществляемая налоговыми органами с целью подтверждения фактического нахождения или отсутствия налогоплательщика (налогового агента). Налоговое обследование проводится в рабочее время по месту нахождения, указанному в регистрационных данных налогоплательщика (налогового агента). 

Согласно пункту 6 статьи 74 Налогового кодекса регистрационными данными налогоплательщика являются сведения о налогоплательщике, представленные или заявленные в налоговые органы. Для участия в проведении налогового обследования привлекаются понятые в порядке, определенном статьей 71 Налогового кодекса. 


Основания для проведения налогового обследования предусмотрены пунктом 2 статьи 70 Налогового кодекса. Согласно подпункту 3) пункта 2 данной статьи основанием для проведения налогового обследования является необходимость в подтверждении фактического нахождения или отсутствия налогоплательщика, являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 Налогового кодекса, по месту нахождения, указанному в регистрационных данных. В соответствии с пунктом 4 статьи 70 Налогового кодекса в случае установления в результате налогового обследования, проведенного по основанию, указанному в подпункте 3) пункта 2 данной статьи, фактического отсутствия налогоплательщика по месту нахождения, указанному в регистрационных данных, налоговый орган направляет такому налогоплательщику уведомление о подтверждении места нахождения (отсутствия) налогоплательщика. Согласно пункту 5 статьи 70 Налогового кодекса налогоплательщик в течение двадцати рабочих дней с даты направления органом государственных доходов (далее – ОГД) уведомления, указанного в пункте 4 данной статьи, обязан в явочном порядке представить в ОГД письменное пояснение о причинах отсутствия в момент налогового обследования с приложением нотариально засвидетельствованных копий документов, подтверждающих место нахождения налогоплательщика. 

Документом, подтверждающим место нахождения налогоплательщика, является один из следующих документов: 

  • подтверждающий право собственности на недвижимое имущество (пользования им); 

  • письменное согласие физического лица, на праве собственности которого находится недвижимое имущество, заявленное в качестве места нахождения. 

Таким образом, налоговым законодательством определены исчерпывающие цели и основания проведения органами государственных доходов налогового обследования.

Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 39 Гражданского кодекса Республики Казахстан в отношениях с третьими лицами юридическое лицо не вправе ссылаться на несоответствие фактического адреса адресу, внесенному в Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров. При этом третьи лица вправе направлять юридическому лицу почтовую и иную корреспонденцию как по адресу, внесенному в Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров, так и по фактическому адресу.

















Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.