Разъяснительное письмо КГД МФ РК по проблемным вопросам ЭАВР

Дата:  25.02.2021 14:06:00
Номер:  №КГД-07-1-12/ЗТ-Э-1082


№ КГД-07-1-12/ЗТ-Э-1082 от 25.02.2021г.


Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан, рассмотрев письмо от 11 февраля 2021 года №03-02/21 с приложенной таблицей, направляет позицию по направленным предложениям (таблица приложена).


 

Заместитель Председателя
Комитета государственных доходов
Министерства финансов
Республики Казахстан                                                   
К.Джумагулов

ЭАВР

Свод предложений

по электронным актам выполненных работ

Суть проблемы

Варианты решения

Позиция КГД

1.               

Компания выставила электронный АВР (аренда помещения): дата выполнения работ (оказания услуг) - 30.11.2020 г, АВР отправлен заказчику посредством ИС ЭСФ - 08.12.2020г, подписан заказчиком - 10.01.2021 года.


Законодательная база:

В соответствии с частью второй пункта 2 статьи 226 Налогового кодекса, если иное не установлено статьями 227 – 240, параграфами 5 и 6 данного раздела, для целей данного раздела признание дохода, включая дату его признания, осуществляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Согласно пункту 3 статьи 227 Налогового кодекса дата признания дохода от реализации определяется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. 

В рассматриваемом примере невозможно одновременное соблюдение МСФО и требований Законодательства РК о бухгалтерском учете.

МСФО требует соблюдение стандарта по признанию Выручки по методу начисления. Закон о бухгалтерском учете требует также соблюдения метода начисления, МСФО и отражения бухгалтерских записей на основании первичных документов, составленных в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

При работе с ЭАВР и их подписании более поздней датой возникает несоблюдение установленных требований, чего не было ранее, когда АВР на бумажном носителе выставляли сразу после завершения операции или в ее момент и подписывали той же датой, хотя по факту, бумажный АВР мог попасть к контрагенту значительно позже. То есть и ранее была проблема с несвоевременным подписанием, но она была решаема, так как дата подписания автоматически не проставлялась и не фиксировалась и человек имел возможность проставить требуемую дату


1. Дата признания доходов и расходов определяется по дате выполнения работ (оказания услуг), указанной в ЭАВР. В целом письма, выпущенные КГД МФ РК, так и описывают момент признания доходов, но требуется законодательное закрепление. А в отношении отнесения на расходы не определено, хотя должно быть аналогично для соответствия признания доходов полученных от операции и понесенных для ее реализации расходов).

 

То есть четко закрепить, что дата признания доходов и расходов определяется по дате выполнения работ (оказания услуг), указанной в ЭАВР

 

2.    Законодательно установить, что ЭАВР должен быть подписан в течение 7 рабочих дней с момента выпуска ЭАВР. В случае неподписания, ЭАВР аннулируется. Отсутствие сроков не дисциплинирует налогоплательщиков, вследствие чего возникают разрывы в моментах признания КПН и НДС и может привести к злоупотреблениям, когда ЭАВР намеренно не подписывается, чтобы сдвинуть сроки выставления ЭСФ и соответственно начисления и оплаты НДС в бюджет.

 

3.    В обязательном порядке реализовать функционал уведомлений о наличии неподписанных ЭАВР и указание на срок истечения возможности подписания, отталкиваясь от срока, установленного законодательством. Обязательна настройка возможности получения уведомлений по каждому поставщику на конкретные электронные адреса, так как в крупных компаниях, поставщиков большое количество и в зависимости от деления в компании, ответственные за работу с такими поставщиками могут быть разные.

1. Не поддерживается, так как согласно пункту  2 статьи 226 Налогового кодекса если иное не установлено статьями 227 – 240, параграфами 5 и 6 раздела 7 (КПН), для целей данного раздела признание дохода, включая дату его признания, осуществляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и (или) требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В случае, когда признание дохода в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и (или) требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности отличается от порядка определения и признания дохода в соответствии с Налоговым кодексом, указанный доход учитывается для целей налогообложения в порядке, определенном Налоговым кодексом.

Аналогичный момент указан в пункте 4 статьи 242 Налогового кодекса если иное не установлено данной статьей и статьями 243 – 263 Налогового кодекса, для целей раздела 7 (КПН) признание расходов, включая дату их признания, осуществляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и (или) требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В случае, когда порядок признания расходов в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и (или) требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности отличается от порядка определения вычетов в соответствии с Налоговым кодексом, указанные расходы учитываются для целей налогообложения в порядке, определенном Налоговым кодексом.

Таким образом, Налоговым кодексом предусмотрены случаи которые могут отличатся от норм указанных в МСФО или в требованиях законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Кроме того бухгалтерская и налоговая политика налогоплательщиком разрабатывается самостоятельно, где ими определяется моменты признания доходов и расходов.

2. Предложения по установлению законодательного срока по согласованию первичных бухгалтерских документов не входит в компетенцию Комитета государственных доходов, в связи с этим данное предложение необходимо направлять по компетенции в Департамент методологии бухгалтерского учета, аудита и оценки МФ РК (ДМБУА) для рассмотрения и принятия решения.

3. Предложение по разработке функционала готовы рассмотреть после установления соответствующих требований по согласованию первичных бухгалтерских документов и сроков их согласования.

2.               

Несоответствие формы ЭАВР форме, утвержденной Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 562 "Об утверждении форм первичных учетных документов"

Требуется IT решение вопроса по реализации утвержденной формы, либо внести изменения в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 562 том, что в случае выставления первичных документов в электронной форме, принимается формат такого электронного документа

Разработчикам ИС ЭСФ направлена информация о необходимых доработках электронного АВР с учетом утвержденной формы (Приказ МФ РК №562).

 

3.               

При открытии доступа инициатору на подписание электронных АВР, в ИС ЭСФ нет никаких ограничительных признаков.

 

Получается каждое лицо получает доступ ко всем АВР, выпущенным на Компанию.

 

В итоге, инициатор может подписать ЭАВР, которые не имеет права подписывать, в т.ч. спорные, которые не следовало подписывать. Также может принять сумму свыше своего лимита.

Требуется IT решение вопроса по реализации возможности выдачи доступа на подписание ЭАВР с настройками для пользователя. Например, привязать список поставщиков на пользователя, определить лимит (согласно форме, утвержденной в Компании).

Требует рассмотрения в технической стороны, так как предлагаемый механизм технически сложный, что также приведет к большой нагрузке на информационную систему.

Для всестороннего рассмотрения необходимо описать действующий механизм такого контроля не сегодня при формировании текущих первичных бухгалтерских документов.  

4.               

В одном ЭАВР могут быть несколько центров затрат и каждый инициатор должен подписать только свою часть от общей суммы, что сейчас не возможно, так как существует возможность подписания только одним сотрудником

 

Требуется IT решение вопроса по реализации возможности подписания одного ЭАВР несколькими сотрудниками только в части той суммы, которая причитается каждому. Например, по умолчанию указана вся сумма, но это поле гибкое и можно указать частичную сумму и подписать ее. Другой инициатор также выберет только часть своей суммы и подпишет именно ее

Требует рассмотрения в технической стороны, так как предлагаемый механизм технически сложный, что также приведет к большой нагрузке на информационную систему.

Для всестороннего рассмотрения необходимо описать действующий механизм такого контроля не сегодня при формировании текущих первичных бухгалтерских документов.  

5.               

Компания выставила электронный АВР:

 -дата выполнения работ (оказания услуг) - 31.01.2020 г,

-АВР отправлен заказчику посредством ИС ЭСФ - 08.03.2021г,

-подписан заказчиком - 10.03.2021 года.

И Исполнитель, и Получатель, отразили обороты в форме 300.00 за 1-ый квартал.

Далее, стороны пришли к соглашению (которое подписали) об увеличении стоимости оказанных услуг. Данное соглашение подписано 31.05.2021 года.

Согласно статье 383 НК РК, Исполнитель имеет право на корректировку облагаемого оборота, в данном случае, в сторону увеличения. При этом, выписывая дополнительный ЭСФ, никак не затрагивается ЭСФ, выписанный в 1-ом квартале, а значит, не возникает обязательств по внесению дополнений в ранее сданную налоговую отчетность.

То есть, действующее законодательство (статья 383 НК РК) и Правила выписки ЭСФ № 370 дают возможность предпринимателям, вносить изменения в ранее представленную налоговую отчетность, делая данные достоверными и правдивыми.

Но, в связи с тем, что не реализована возможность выписки дополнительного или исправленного ЭАВР, в соответствии с требованиями п.3 статьи 379 НК РК, датой совершения оборота, является дата подписания Акта Получателем, а значит, придется расторгать ранее подписанный ЭАВР, выписывать его заново во 2-ом квартале, отзывать ЭСФ и пересдавать форму 300.00 обоим сторонам.

Причем, Получатель, перенося дату зачетного НДС на более поздний налоговый период, на 2-ой квартал), обеспечивает себе налоговые обязательства по увеличению НДС, подлежащего к оплате в бюджет.

Получается, что сделка, фактически совершенная в 1-ом квартале, только из-за формальностей нереализованного потенциала работы с документов «ЭАВР», искажает действительность, заставляя предпринимателей, отражать обороты по реализации в том периоде, когда их не было.

Невозможность корректировки ранее подписанного ЭАВР, также искажает принцип начисления, который является основополагающим при признании доходов и расходов, как по налоговому законодательству (п.2 статья 192 НК РК), так и по МСФО 1 п.26.

Очевидно, что на сегодняшний момент, налогоплательщик, выписывая ЭАВР, сталкивается с несоответствием норм учета, предусмотренных налоговым законодательством и Законом о БУ и МСФО.

Реализовать функционал выписки исправленного и дополнительного ЭАВР.

 

 

Данные предложения будут рассмотрены на рабочей группе по развитию ИС ЭСФ  в рамках доработки функционала модуля АВР в ИС ЭСФ.

6.               

Отсутствие возможности внесения комментариев при подписании ЭАВР, отсутствие возможности отказа от подписания ЭАВР

Реализовать возможность внесения комментариев при подписании ЭАВР, отказа от подписания с указанием причины

Данные предложения будут рассмотрены на рабочей группе по развитию ИС ЭСФ  в рамках доработки функционала модуля АВР в ИС ЭСФ.

 

Исх. №03-02/21 от 11 февраля 2021 года  Письмо в КГД МФ РК по проблемным вопросам ЭАВР

Можно ли признать ЭАВР на бумажном носителе для признания вычетов?

Разъяснение КГД МФ РК по ЭАВР на бумажном носителе для признания вычетов

Исх. №06-03/21 от 29 марта 2021 года  Письмо в КГД МФ РК МФ РК по проблемным вопросам ЭАВР

№ КГД-07-1-12/ЗТ-Э-2114 от 07.04.2021г Разъяснение ДМБУА МФ РК по проблемным вопросам ЭАВР

№ ДМБУА-01-ДМ/ЗТ-Э-1230 от 08.04.2021 Письмо в ДМБУА МФ РК по проблемным вопросам ЭАВР



  • 32306
  • 0
  • 28 февраля 2021

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.