Разъяснительное письмо КГД МФ РК по проблемным вопросам ЭАВР
№ КГД-07-1-12/ЗТ-Э-1082 от 25.02.2021г.
Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан, рассмотрев письмо от 11 февраля 2021 года №03-02/21 с приложенной таблицей, направляет позицию по направленным предложениям (таблица приложена).
Комитета государственных доходов
Министерства финансов
Республики Казахстан
К.Джумагулов
ЭАВР
Свод предложений
по электронным актам выполненных работ
№ |
Суть проблемы |
Варианты решения |
Позиция КГД |
1. |
Компания выставила электронный АВР (аренда помещения): дата выполнения работ (оказания услуг) - 30.11.2020 г, АВР отправлен заказчику посредством ИС ЭСФ - 08.12.2020г, подписан заказчиком - 10.01.2021 года.
В соответствии с частью второй пункта 2 статьи 226 Налогового кодекса, если иное не установлено статьями 227 – 240, параграфами 5 и 6 данного раздела, для целей данного раздела признание дохода, включая дату его признания, осуществляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Согласно пункту 3 статьи 227 Налогового кодекса дата признания дохода от реализации определяется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
В рассматриваемом примере невозможно одновременное соблюдение МСФО и требований Законодательства РК о бухгалтерском учете.
МСФО требует соблюдение стандарта по признанию Выручки по методу начисления. Закон о бухгалтерском учете требует также соблюдения метода начисления, МСФО и отражения бухгалтерских записей на основании первичных документов, составленных в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.
При работе с ЭАВР и их подписании более поздней датой возникает несоблюдение установленных требований, чего не было ранее, когда АВР на бумажном носителе выставляли сразу после завершения операции или в ее момент и подписывали той же датой, хотя по факту, бумажный АВР мог попасть к контрагенту значительно позже. То есть и ранее была проблема с несвоевременным подписанием, но она была решаема, так как дата подписания автоматически не проставлялась и не фиксировалась и человек имел возможность проставить требуемую дату |
1. Дата признания доходов и расходов определяется по дате выполнения работ (оказания услуг), указанной в ЭАВР. В целом письма, выпущенные КГД МФ РК, так и описывают момент признания доходов, но требуется законодательное закрепление. А в отношении отнесения на расходы не определено, хотя должно быть аналогично для соответствия признания доходов полученных от операции и понесенных для ее реализации расходов).
То есть четко закрепить, что дата признания доходов и расходов определяется по дате выполнения работ (оказания услуг), указанной в ЭАВР
2. Законодательно установить, что ЭАВР должен быть подписан в течение 7 рабочих дней с момента выпуска ЭАВР. В случае неподписания, ЭАВР аннулируется. Отсутствие сроков не дисциплинирует налогоплательщиков, вследствие чего возникают разрывы в моментах признания КПН и НДС и может привести к злоупотреблениям, когда ЭАВР намеренно не подписывается, чтобы сдвинуть сроки выставления ЭСФ и соответственно начисления и оплаты НДС в бюджет.
3. В обязательном порядке реализовать функционал уведомлений о наличии неподписанных ЭАВР и указание на срок истечения возможности подписания, отталкиваясь от срока, установленного законодательством. Обязательна настройка возможности получения уведомлений по каждому поставщику на конкретные электронные адреса, так как в крупных компаниях, поставщиков большое количество и в зависимости от деления в компании, ответственные за работу с такими поставщиками могут быть разные. |
1. Не поддерживается, так как согласно пункту 2 статьи 226 Налогового кодекса если иное не установлено статьями 227 – 240, параграфами 5 и 6 раздела 7 (КПН), для целей данного раздела признание дохода, включая дату его признания, осуществляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и (или) требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. В случае, когда признание дохода в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и (или) требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности отличается от порядка определения и признания дохода в соответствии с Налоговым кодексом, указанный доход учитывается для целей налогообложения в порядке, определенном Налоговым кодексом. Аналогичный момент указан в пункте 4 статьи 242 Налогового кодекса если иное не установлено данной статьей и статьями 243 – 263 Налогового кодекса, для целей раздела 7 (КПН) признание расходов, включая дату их признания, осуществляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и (или) требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. В случае, когда порядок признания расходов в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и (или) требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности отличается от порядка определения вычетов в соответствии с Налоговым кодексом, указанные расходы учитываются для целей налогообложения в порядке, определенном Налоговым кодексом. Таким образом, Налоговым кодексом предусмотрены случаи которые могут отличатся от норм указанных в МСФО или в требованиях законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Кроме того бухгалтерская и налоговая политика налогоплательщиком разрабатывается самостоятельно, где ими определяется моменты признания доходов и расходов.
2. Предложения по установлению законодательного срока по согласованию первичных бухгалтерских документов не входит в компетенцию Комитета государственных доходов, в связи с этим данное предложение необходимо направлять по компетенции в Департамент методологии бухгалтерского учета, аудита и оценки МФ РК (ДМБУА) для рассмотрения и принятия решения.
3. Предложение по разработке функционала готовы рассмотреть после установления соответствующих требований по согласованию первичных бухгалтерских документов и сроков их согласования. |
2. |
Несоответствие формы ЭАВР форме, утвержденной Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 562 "Об утверждении форм первичных учетных документов" |
Требуется IT решение вопроса по реализации утвержденной формы, либо внести изменения в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 562 том, что в случае выставления первичных документов в электронной форме, принимается формат такого электронного документа |
Разработчикам ИС ЭСФ направлена информация о необходимых доработках электронного АВР с учетом утвержденной формы (Приказ МФ РК №562).
|
3. |
При открытии доступа инициатору на подписание электронных АВР, в ИС ЭСФ нет никаких ограничительных признаков.
Получается каждое лицо получает доступ ко всем АВР, выпущенным на Компанию.
В итоге, инициатор может подписать ЭАВР, которые не имеет права подписывать, в т.ч. спорные, которые не следовало подписывать. Также может принять сумму свыше своего лимита. |
Требуется IT решение вопроса по реализации возможности выдачи доступа на подписание ЭАВР с настройками для пользователя. Например, привязать список поставщиков на пользователя, определить лимит (согласно форме, утвержденной в Компании). |
Требует рассмотрения в технической стороны, так как предлагаемый механизм технически сложный, что также приведет к большой нагрузке на информационную систему. Для всестороннего рассмотрения необходимо описать действующий механизм такого контроля не сегодня при формировании текущих первичных бухгалтерских документов. |
4. |
В одном ЭАВР могут быть несколько центров затрат и каждый инициатор должен подписать только свою часть от общей суммы, что сейчас не возможно, так как существует возможность подписания только одним сотрудником
|
Требуется IT решение вопроса по реализации возможности подписания одного ЭАВР несколькими сотрудниками только в части той суммы, которая причитается каждому. Например, по умолчанию указана вся сумма, но это поле гибкое и можно указать частичную сумму и подписать ее. Другой инициатор также выберет только часть своей суммы и подпишет именно ее |
Требует рассмотрения в технической стороны, так как предлагаемый механизм технически сложный, что также приведет к большой нагрузке на информационную систему. Для всестороннего рассмотрения необходимо описать действующий механизм такого контроля не сегодня при формировании текущих первичных бухгалтерских документов. |
5. |
Компания выставила электронный АВР: -дата выполнения работ (оказания услуг) - 31.01.2020 г, -АВР отправлен заказчику посредством ИС ЭСФ - 08.03.2021г, -подписан заказчиком - 10.03.2021 года. И Исполнитель, и Получатель, отразили обороты в форме 300.00 за 1-ый квартал.
Далее, стороны пришли к соглашению (которое подписали) об увеличении стоимости оказанных услуг. Данное соглашение подписано 31.05.2021 года. Согласно статье 383 НК РК, Исполнитель имеет право на корректировку облагаемого оборота, в данном случае, в сторону увеличения. При этом, выписывая дополнительный ЭСФ, никак не затрагивается ЭСФ, выписанный в 1-ом квартале, а значит, не возникает обязательств по внесению дополнений в ранее сданную налоговую отчетность. То есть, действующее законодательство (статья 383 НК РК) и Правила выписки ЭСФ № 370 дают возможность предпринимателям, вносить изменения в ранее представленную налоговую отчетность, делая данные достоверными и правдивыми. Но, в связи с тем, что не реализована возможность выписки дополнительного или исправленного ЭАВР, в соответствии с требованиями п.3 статьи 379 НК РК, датой совершения оборота, является дата подписания Акта Получателем, а значит, придется расторгать ранее подписанный ЭАВР, выписывать его заново во 2-ом квартале, отзывать ЭСФ и пересдавать форму 300.00 обоим сторонам. Причем, Получатель, перенося дату зачетного НДС на более поздний налоговый период, на 2-ой квартал), обеспечивает себе налоговые обязательства по увеличению НДС, подлежащего к оплате в бюджет. Получается, что сделка, фактически совершенная в 1-ом квартале, только из-за формальностей нереализованного потенциала работы с документов «ЭАВР», искажает действительность, заставляя предпринимателей, отражать обороты по реализации в том периоде, когда их не было. Невозможность корректировки ранее подписанного ЭАВР, также искажает принцип начисления, который является основополагающим при признании доходов и расходов, как по налоговому законодательству (п.2 статья 192 НК РК), так и по МСФО 1 п.26.
Очевидно, что на сегодняшний момент, налогоплательщик, выписывая ЭАВР, сталкивается с несоответствием норм учета, предусмотренных налоговым законодательством и Законом о БУ и МСФО. |
Реализовать функционал выписки исправленного и дополнительного ЭАВР.
|
Данные предложения будут рассмотрены на рабочей группе по развитию ИС ЭСФ в рамках доработки функционала модуля АВР в ИС ЭСФ. |
6. |
Отсутствие возможности внесения комментариев при подписании ЭАВР, отсутствие возможности отказа от подписания ЭАВР |
Реализовать возможность внесения комментариев при подписании ЭАВР, отказа от подписания с указанием причины |
Данные предложения будут рассмотрены на рабочей группе по развитию ИС ЭСФ в рамках доработки функционала модуля АВР в ИС ЭСФ. |
Исх. №03-02/21 от 11 февраля 2021 года Письмо в КГД МФ РК по проблемным вопросам ЭАВР
Можно ли признать ЭАВР на бумажном носителе для признания вычетов?
Разъяснение КГД МФ РК по ЭАВР на бумажном носителе для признания вычетов
Исх. №06-03/21 от 29 марта 2021 года Письмо в КГД МФ РК МФ РК по проблемным вопросам ЭАВР
№ КГД-07-1-12/ЗТ-Э-2114 от 07.04.2021г Разъяснение ДМБУА МФ РК по проблемным вопросам ЭАВР
№ ДМБУА-01-ДМ/ЗТ-Э-1230 от 08.04.2021 Письмо в ДМБУА МФ РК по проблемным вопросам ЭАВР
- 32306
- 0
- 28 февраля 2021
Комментарии
Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.