КПН - взаиморасчеты с неблагонадежными поставщиками: жалоба не удовлетворена


Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: КПН и НДС


Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «К» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН), налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка по вопросу исполнения налогового обязательства по отдельным видам налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2020г. по 31.12.2021г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме налога 42 955,2 тыс.тенге и пени 14 453,9 тыс.тенге, НДС в сумме налога 40 356,8 тыс.тенге и пени 9 738,8 тыс.тенге, уменьшенного убытка в сумме 380 319,4 тыс.тенге.

Компания «К» не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для начисления обжалуемой суммы и соответствующей суммы пени явилось нарушение статей 190, 242, 400 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. отнесены на вычеты расходы и НДС в зачет по взаиморасчетам с Компанией «О».

С данным выводом налогового органа Компания «К» не согласна из-за того, что взаиморасчеты с Компанией «О» подтверждены первичными бухгалтерскими документами (договорами, дополнительными соглашениями, актами сверок взаимных расчетов, акты выполненных работ (оказанных услуг)).

Проверив доводы Компании «К», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1, 3 и 4 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных настоящей статьей и статьями 243 – 263 Налогового кодекса, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.

Расходы будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, подлежат вычету в том налоговом периоде, к которому они относятся.

Если иное не установлено настоящей статьей и статьями 243 – 263 Налогового кодекса, для целей данного раздела, признание расходов, включая дату их признания, осуществляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В случае, когда порядок признания расходов в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности отличается от порядка определения вычетов в соответствии с Налоговым кодексом, указанные расходы учитываются для целей налогообложения в порядке, определенном Налоговым кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 400 Налогового кодекса суммой НДС, относимого в зачет получателем товаров, работ, услуг, являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 Налогового кодекса, признается сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате за полученные товары, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота по реализации, а также если выполняются условия, указанные в подпунктах 1) -4) данного пункта.

Следует указать, что основанием для отнесения в зачет НДС является счет-фактура в соответствии со статьей 400 Налогового кодекса.

При этом выписка счета-фактуры, являющегося обязательным документом для всех плательщиков НДС, осуществляется в соответствии с требованиями статьи 412 Налогового кодекса.

Согласно пункту 12 статьи 412 Налогового кодекса счет-фактура может заверяться подписью работника, уполномоченного на то приказом налогоплательщика. При этом копия приказа должна быть доступна для визуального ознакомления получателей товаров, работ, услуг.

Пунктами 2 и 3 статьи 190 Налогового кодекса определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию - для лиц, на которых в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) возложена обязанность по ее ведению; стандартный файл проверки - для лиц, добровольно представляющих данный файл; первичные учетные документы – для лиц, указанных в пункте 4 настоящей статьи; налоговые формы; налоговую учетную политику; иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Если иное не установлено пунктом 4 настоящей статьи, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.

Таким образом, расходы налогоплательщика подлежат отнесению на вычеты и в зачет по НДС при условии, что расходы по товарам, работам, услугам должны быть направлены на получение дохода и использованы в целях облагаемого оборота, а также подтверждаться соответствующими документами, подписанными руководителем и главным бухгалтером или работником, уполномоченным на то приказом налогоплательщика. При этом, в соответствии с нормами Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В рассматриваемом случае, по результатам налоговой проверки исключены из вычетов расходы и НДС из зачета по взаиморасчетам с Компанией «O» по оказанию строительно-монтажных работ за 2020 год в сумме 509 126,0 тыс.тенге и НДС из зачета за 2 квартал 2021г. в сумме 40 356,8 тыс.тенге.

Оплата произведена путем безналичного расчета.

Согласно ИНИС РК руководителем Компании «O» является физическое лицо «Т».

Основным видом деятельности: «Строительство нежилых зданий, за исключением стационарных торговых объектов категорий 1, 2».

Компания «O» отсутствует по месту нахождения, что подтверждается актами налоговых обследований от 23.12.2019г., 12.04.2021г., 28.04.2022г., 29.06.2022г., 02.09.2022г., 20.12.2022г., 14.06.2023г., 21.11.2023г., 05.02.2024г.

Компания «O» снята с учета по НДС 25.05.2021г. в связи с отсутствием по месту нахождения.

Согласно ИС СОНО:

  • декларация по КПН (ф.100.00) за 2020 год представлена с нулевыми значениями;

  • в декларации по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (ф.200.00) за 1-4 кварталы 2020г. отражены 4 работника, за 1-4 кварталы 2021г. отражен 1 работник.

Из вышеприведенного следует, что у Компании «O» отсутствует материально-техническая база, складские помещения, работники.

В соответствии с пунктом 1 статьи 143 Налогового кодекса встречной проверкой является проверка налоговым органом лиц, осуществлявших операции с налогоплательщиком (налоговым агентом), в отношении которого налоговым органом проводится комплексная или тематическая проверка, с целью получения дополнительной информации о таких операциях, подтверждения факта и содержания операций, по вопросам, возникающим в ходе проверки указанного налогоплательщика (налогового агента).

В рассматриваемом случае, для проведения встречной проверки направлен Департаментом государственных доходов запрос от 03.11.2023г. в Управление государственных доходов на проведение встречной налоговой проверки по взаиморасчетам с Компанией «O», по которому получен ответ, о том, что запрос прекращен 21.11.2023г. в связи с отсутствием по месту нахождения, составлен акт налогового обследования от 05.02.2024г.

В этой связи, провести встречную проверку в отношении Компании «O» не представилось возможным, в связи с отсутствием по месту нахождения.

Так, Компания «O» в адрес Компании «К» выписаны по строительно-монтажным работам следующие электронные счет-фактуры на сумму оборота в размере 509 126,0 тыс.тенге и НДС в сумме 61 095,1 тыс.тенге:

  • ESF-071140010789-20200211-43492584 на сумму 172 819,4 тыс.тенге, НДС в сумме 20 738,3 тыс.тенге «Строительно-монтажные работы»;

  • ESF-071140010789-20210513-21900563 на сумму 126 381,1 тыс.тенге, НДС в сумме 15 165,7 тыс.тенге «Строительно-монтажные работы»;
  • ESF-071140010789-20210513-23119321 на сумму 209 925,5 тыс.тенге, НДС в сумме 25 191,1 тыс.тенге «Строительно-монтажные работы».

Согласно данным ИС ЭСФ Компании «O» поставщиком по строительно-монтажным работам является Компания «I».

Компания «I» выписана счет-фактура №ESF-081040003030-20200328-60987151 (строительно-монтажные работы) на сумму 9 378,4 тыс.тенге и НДС в сумме 1 125,4 тыс.тенге в адрес Компании «O».

Следует указать, что в Отчете по реализации проекта «СЭС Нура 100 МВт» у Компании «O» по состоянию на 27.01.2020г., на 10.02.2020г., на 24.02.2020г. указан персонал в количестве 190 человек и строительная техника на объекте в количестве 7 единиц.

Вместе с тем, согласно данным ИС СОНО у Компании «I» в декларации по ИПН (ф.200.00) за 2, 3, 4 кварталы 2020г. численность работников составляет 2 человека, а у Компании «O» в декларации по ИПН (ф.200.00) за 1-4 кварталы 2020г. отражены 4 работника, за 1-4 кварталы 2021г. отражен 1 работник.

Следовательно, у Компании «O» отсутствуют трудовые ресурсы для выполнения строительно-монтажных работ, а также отсутствуют документы (отчеты о проделанной работе, ведомости по выполнению и оплате работ привлеченных работников с указанием персональных данных (Ф.И.О., ИИН).

Также указано в Отчете по реализации проекта «СЭС Нура 100 МВт», что Компания «O» проводила завершенные работы: монтаж ограждения склада СВХ; геодезическая разбивка осей: ограждения; организация охраны; устройство строительного городка; планировка территории; бурение шурфов под стойки ограждения; монтаж кабеля 0,8 кВ; разработка траншей 20 кВ; монтаж кабеля 20 кВ; прокладка оптики; монтаж фундамента КТП; монтаж стоек под инверторы; разработка траншей под солар кабель; монтаж КТП.

Необходимо отметить, что для выполнения вышеуказанных работ требуется наличие трудовых ресурсов, однако, как указано выше, у Компании «O» в 2020 году числилось 4 работника, в 2021 году 1 работник, следовательно, Компания «О» не могло выполнить вышеуказанные работы в адрес Компании «К».

Таким образом, согласно данным ИС ЭСФ отсутствуют сведения о выполнении строительно-монтажных работ в адрес Компании «К».

Компанией «К» к жалобе приложены договор, акты выполненных работ (оказанных услуг), акт сверки взаимных расчетов, исполнительная документация по объекту строительства.

В пункте 2.3. Договора от 01.10.2019г. указано, что результатами работ по объекту является:

- построенный в соответствии с условиями Договора конкретный объект для его дальнейшей бесперебойной эксплуатации по его основному функциональному назначению (результатами работ не являются работы/поставки третьих лиц по договорам с Заказчиком (Компания «К») и иные работы/поставки, не входящие в обязательства Подрядчика (Компания «O») по настоящему договору). Каждый объект должен быть полностью оборудован, смонтирован, подключен к внешней инфраструктуре;

  • переданная Заказчику (Компания «К») Исполнительская и Эксплуатационная документация в полном объеме, в количестве 4-х бумажных экземпляров и 2 экземпляра в электронной версии;

  • полученный акт приемки объекта в эксплуатацию. Заказчик (Компания «К») самостоятельно получает акт приемки объекта в эксплуатацию с уведомлением Подрядчика (Компания «O») и при содействии Подрядчика;
  • подписанные сторонами акта приемки выполненных объемов работ и акты окончательной приемки выполненных объемов работ.

При этом, как указано в Договоре от 01.10.2019г. Исполнительская документация – совокупность документов, отражающих ход производства работ и техническое состояние объекта включая, но не ограничиваясь: исполнительные схемы и чертежи, рабочие графики, акты приемки и ведомости выполненных объемов работ, технические условия, инструкции, сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие качество оборудования, конструкций и деталей, применяемых при производстве работ, акты об освидетельствовании скрытых работ и акты о промежуточной приемке отдельных ответственных конструкций, акты об индивидуальных испытаниях смонтированного оборудования, комплект рабочей документации, предоставляемой Подрядчиком (Компания «O») с надписями о соответствии фактически выполненных работ этой документации или внесенным в них изменениям, сделанным лицами, ответственными за производство работ, приказы о назначении уполномоченных представителей Подрядчика на строительной площадке и другая документация со штампом «В производство работ» Заказчик (Компания «К») направляет Подрядчику (Компания «O») подписанное со своей стороны Техническое задание на подготовку Исполнительской документации.

Также указано в Договоре от 01.10.2019г. Техническая документация – вся документация, связанная с выполнением работ и строительной площадкой, включая Проектную документацию, Рабочую документацию и Исполнительную документацию.

В соответствии с Договором Подрядчик (Компания «O») в счет цены работ, без права требования каких-либо дополнительных платежей, обязуется предоставить Заказчику (Компания «К») копии приказов о назначении ответственных лиц в рамках исполнения Договора, а также доверенностей на подписание ими документов по настоящему Договору. Также для выполнения работ привлекать рабочую силу (инженерно-технических специалистов, оперативный и технический персонал) в необходимом количестве и требуемой квалификации в соответствии с приказами на основании законодательства РК.

Следовательно, Компанией «К» как к налоговой проверке, так и к жалобе не приложены рабочие графики, инструкции, применяемые при производстве работ, акты о промежуточной приемке отдельных ответственных конструкций, копии приказов, доверенности, ведомости по привлечению инженерно-технических специалистов.

Следует отметить, что Договор от 01.10.2019г., подписанный со стороны Компании «O» физическим лицом «Т», заключен в г.Нур-Султан, тогда как согласно данным ИС Беркут ПС КНБ РК физическое лицо «Т» государственную границу РК не пересекал (прибыл в РК 16.10.2019г. и выбыл 19.10.2019г.). При этом Компанией «К» не представлены документы, подтверждающие передачу документов по почте.

Согласно пункту 1 статьи 393 Гражданского кодекса Республики Казахстан договор считается заключенным, когда между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным его условиям.

Также следует отметить, что акты освидетельствования скрытых работ и акты разбивки осей объекта капитального строительства на местности подписаны начальником участка Компания «O» физическим лицом «М», однако Компанией «К» к жалобе не приложен приказ от 22.11.2019г. №26-II., который отражен в акте освидетельствования скрытых работ и акте разбивки осей объекта капитального строительства на местности.

Кроме того, акты выполненных работ (оказанных услуг) от 03.02.220г., от 10.03.2020г. и от 19.05.2020г., а также акт приемки выполненных работ от 03.02.2020г. (до 21.02.2020г.) подписаны физическим лицом «Т», тогда как согласно данным ИС Беркут ПС КНБ РК данный гражданин государственную границу Республики Казахстан пересекал 20.01.2020г. и выбыл 24.01.2020г., то есть на момент подписания вышеуказанных актов выполненных работ (оказанных работ) отсутствовал на территории Республики Казахстан.

Необходимо отметить, что в электронной счет-фактуре Компании «O» выписанная в адрес Компании «К» указана дата совершения оборота 10.03.2020г., тогда как сама счет-фактура выписана 13.05.2021г., то есть с нарушением срока выписки счетов-фактур, предусмотренного статьей 413 Налогового кодекса.

Аналогично в электронной счет-фактуре Компания «O» выписанная в адрес Компании «К», дата совершения оборота 19.05.2020г., тогда как сама счет-фактура выписана 13.05.2021г., то есть с нарушением срока выписки счетов-фактур.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 179 Налогового кодекса в жалобе указываются обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. К жалобе прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования.

Учитывая указанные факты и обстоятельства, следует, что документы по взаиморасчетам с Компанией «O» (договор, акты выполненных работ (оказанных услуг)) не могут достоверно свидетельствовать о факте совершения операций и обеспечить адекватное отражение данных операций в бухгалтерском учете и, соответственно, являться основанием для отнесения расходов на вычеты и НДС в зачет в соответствии с положениями налогового законодательства Республики Казахстан.

Таким образом, исключение из вычетов расходов и НДС из зачета по взаиморасчетам с Компанией «O» и соответствующее начисление КПН и НДС в указанной части по результатам налоговой проверки являются обоснованными.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение - отставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.


  • 1387
  • 0
  • 24 июня 2024

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.