КПН доход от списания обязательств

1.Вид спора: налоговые споры

2. Категория налогоплательщика: юридическое лицо

3. Вид налога: КПН

Министерством финансов Республики Казахстан (далее - уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «A» на уведомление о результатах проверки территориального департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начислении суммы корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН), налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка Компании «A» по вопросу исполнения налогового обязательства по всем видам налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2019г. по 28.03.2022г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме 1 529,1 тыс.тенге, пени в сумме 77,2 тыс.тенге, НДС в сумме 163,3 тыс.тенге, пени в сумме 15,5 тыс.тенге.

Компания «А» не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в части начисления КПН и приводит следующие доводы.

В жалобе указано, что учредителем с 2017 по 2018гг. в кассу Компании «А» вносились возвратная беспроцентная финансовая помощь в сумме 372 120,0 тыс.тенге, которая оформлена соответствующим договором.

В бухгалтерском учете Компании «А» финансовая помощь отражена на счете 3387 «Прочая краткосрочная кредиторская задолженность», которая использовалась для пополнения оборотных средств, при этом по состоянию на 01.01.2019г. задолженность перед учредителем на сумму 218 900,0 тыс.тенге была погашена.

В связи с изменением Плана счетов бухгалтерского учета сумма задолженности перед учредителем была перенесена на счет 5420 «Дополнительно оплаченный капитал по прочим операциям» по которому остаток задолженности на момент ликвидации ТОО составил 2 795,5 тыс.тенге.

Кроме того, учредителем в период ликвидации Компанией «А» было принято решение о дополнительном взносе денежных средств для оплаты налогов в сумме 5 635,0 тыс.тенге.

В жалобе указано, что дополнительные взносы учредителя отражены в разделе «Собственный капитал» и в совокупности с уставным капиталом и нераспределённой прибылью принадлежат учредителю и направляются на осуществление деятельности Компании «А».

Таким образом, Компания «А» считает, что денежные средства по счету «Собственный капитал» принадлежат учредителю и в соответствии с подпунктом 1) пункта 2 статьи 225 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс) не рассматриваются в качестве дохода от стоимости имущества полученного в качестве вклада в уставный капитал.

Далее в жалобе указано, что по взаиморасчетам с контрагентами у Компании «А» имеется дебиторская задолженность в сумме 3 915,1 тыс.тенге, которая по мнению Компании «А» должна быть отнесена на вычеты по результатам проверки в соответствии положениями Налогового кодекса.

Согласно акту налоговой проверки в нарушение статьи 229 Налогового кодекса не включена в совокупный годовой доход за 2022г. задолженность Компании «А»  учредителю в сумме 8 430,5 тыс.тенге.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В соответствии пунктом 1 статьи 39 Закона от 22.04.1998г. № 220-I Республики Казахстан «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (далее – Закон о товариществах) если уставом товарищества с ограниченной ответственностью не предусмотрено иное, общее собрание участников может принять решение о внесении участниками дополнительных взносов в имущество товарищества.

Пунктом 3 статьи 39 Закон о товариществах установлено, что дополнительные взносы участников в имущество товарищества с ограниченной ответственностью не изменяют размер его уставного капитала и долей участников товарищества.

Таким образом, указанная норма Закон о товариществах определяет случаи, когда дополнительные взносы осуществляются в имущество ТОО.

Необходимо отметить, что в соответствии пунктом 3 статьи 190 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Согласно подпункту 1) пункта 3 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28.02.2007г. (далее-Закон о бухгалтерском учете) операции и события отражаются в системе бухгалтерского учета, при этом должны обеспечиваться адекватное подкрепление бухгалтерских записей оригиналами первичных документов и отражение в бухгалтерских записях всех операций и событий.

Следует указать, что комплексная налоговая проверка проведена на основании налогового заявления от 28.03.2022г. Компании «А» в связи с прекращением деятельности.

В рассматриваемом случае, в соответствии с протоколом решения единственного участника от 11.02.2022г. в целях оплаты налогов, учредителем осуществлен взнос денежных средств в кассу в сумме 5 635,0 тыс.тенге. Данная операция в бухгалтерском учете проведена по счету Дт 1010 «Денежные средства в кассе» и Кт 5420 «Дополнительно оплаченный капитал по прочим операциям».

Согласно данным карточки счета Кт 5420  «Дополнительно оплаченный капитал по прочим операциям» остаток на начало периода (01.01.2022г.) составил 2 795,5 тыс.тенге, с учетом поступивших взносов в сумме 5 635,0 тыс.тенге, остаток по состоянию на 24.02.2022г. составил в сумме 8 430,5 тыс.тенге.

Таким образом, внесенная сумма в имущество Компании «А» не возвращена (не востребована) учредителю.

В соответствии с пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса в совокупный годовой доход включаются все виды доходов налогоплательщика, предусмотренные подпунктами 1) - 25) данной статьи Налогового кодекса.

Пунктом 2 указанной статьи Налогового кодекса установлено, что в случае, если одни и те же доходы могут быть отражены в нескольких статьях доходов, указанные доходы включаются в совокупный годовой доход один раз.

Если иное не установлено статьями 227 - 240, параграфами 5 и 6 раздела 7, для целей настоящего раздела признание дохода, включая дату его признания, осуществляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и (или) требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В случае, когда признание дохода в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и (или) требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности отличается от порядка определения и признания дохода в соответствии с Налоговым кодексом, указанный доход учитывается для целей налогообложения в порядке, определенном Налоговым кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 229 Налогового кодекса к доходу от списания обязательств относится:

1) размер обязательства, по которому кредитором прекращено требование к налогоплательщику о его исполнении;

2) размер не востребованного кредитором обязательства на дату представления ликвидационной налоговой отчетности при ликвидации налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим подпунктом.

Пунктом 2 указанной статьи Налогового кодекса установлено, что сумма дохода от списания обязательств равна сумме обязательств (за исключением суммы налога на добавленную стоимость), подлежавших выплате в соответствии с первичными документами налогоплательщика.

Также следует указать, что в соответствии с подпунктом 1) пункта 2 статьи 225 Налогового кодекса в целях налогообложения в качестве дохода не рассматривается, в том числе, стоимость имущества, полученного в качестве вклада в уставный капитал.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона о товариществах уставный капитал ТОО образуется путем объединения вкладов учредителей (участников).

В пункте 2 статьи 26 Закона о товариществах определено, что увеличение уставного капитала ТОО может осуществляться путем: дополнительных пропорциональных вкладов, производимых всеми участниками ТОО; увеличения размера уставного капитала за счет собственного капитала ТОО, в том числе за счет его резервного капитала; внесения одним или несколькими участниками дополнительных вкладов при согласии на это всех остальных участников; принятия в состав ТОО новых участников.

Таким образом, в случае если при внесении участниками ТОО дополнительных вкладов в уставный капитал приводит к увеличению размера уставного капитала, то стоимость таких вкладов не рассматривается в качестве дохода.

В рассматриваемом случае, дополнительные взносы денежных средств внесены не в уставный капитал, а в собственный капитал Компании «А».

На основании изложенного, поскольку сумма дополнительных взносов денежных средств учредителя в собственный капитал Компании «А» в сумме          8 430,5 тыс.тенге не востребована учредителем на дату представления ликвидационной налоговой отчетности Компании «А» и в бухгалтерском учете числится задолженность в сумме 8 430,5 тыс.тенге, следовательно, в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 229 Налогового кодекса данная сумма подлежит признанию доходом от списания обязательств с соответствующим включением в совокупный годовой доход.

Таким образом, учитывая норму подпункта 2) пункта 1 статьи 229 Налогового кодекса увеличение совокупного годового дохода за 2022г. на сумму дохода от списания обязательств в размере 8 430,5 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

Относительно доводов Компании «А» о наличии дебиторской задолженности в сумме 3 915,1 тыс.тенге и необходимости отнесения в ходе проверки на вычеты, следует указать следующее.

Согласно приложенному к жалобе решению единственного учредителя Компании «А» от 25.02.2022г. и оборотно-сальдовой ведомости за 2022г. дебиторская задолженность по покупателям в сумме 3 915,1 тыс.тенге списана на счет 7210 «Административные расходы».

По данным формы 100.07 «Сведения о компонентах годовой финансовой отчетности» к Декларации по КПН за 2022г. сведения о наличии краткосрочной дебиторской задолженности, как начало так и на конец налогового периода отсутствуют.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 159 Налогового кодекса по завершении налоговой проверки в случае выявления нарушений, приводящих к начислению сумм налогов и платежей в бюджет, уменьшению убытков, неподтверждению к возврату сумм превышения налога на добавленную стоимость и (или) КПН (ИПН), удержанного у источника выплаты с доходов нерезидентов, налоговым органом выносится уведомление о результатах проверки, которое направляется (вручается) налогоплательщику (налоговому агенту) в порядке и сроки, которые установлены в соответствии со статьями 114 и 115 Налогового кодекса.

В данном случае, в обжалуемом уведомлении о результатах проверки начисление налогов и других обязательных платежей в бюджет произведено по основаниям (причинам), которые указаны в акте налоговой проверки. При этом, расхождение между данными налоговой проверки и декларации по КПН (ф.100.00) за 2019-2022гг. в части отнесения расходов на вычеты не установлено.

Таким образом, поскольку в соответствии с Налоговым кодексом обжалуется уведомление о результатах проверки, вынесенное по выявленным нарушениям, тогда как нарушений по отнесению расходов на вычеты по результатам налоговой проверки не установлено, соответственно, доводы Компании «А» в указанной части являются некорректными.

По результатам заседания Апелляционной комиссии результаты налоговой проверки в части увеличение совокупного годового дохода за 2022г. на сумму дохода от списания обязательств признано правомерным.

Министерство финансов Республики Казахстан









  • 9164
  • 0
  • 25 августа 2022

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.