Налоговые обязательства по договору ГПХ по предоставлению консультационных услуг на территории РК

Номер обращения 713285 от 05.11.2021

Вопрос

Компания заключила договор ГПХ по предоставлению консультационных услуг на территории Республике Казахстан с гражданином Латвии (советник). При этом в договоре предусмотрен пункт, что исполнитель имеет право на перерыв в предоставлении услуг в совокупности не более 30 календарных дней и оплату данного перерыва.
Гражданином Латвии (физическое лицо) не находился в Республике Казахстан сто восемьдесят три календарных дня в двенадцатимесячном периоде, оканчивающемся в текущем налоговом периоде, а также не имеет разрешения на проживание в Республике Казахстан (вид на жительство).
Вопрос: Какие налоговые обязательства возникают у Компании?

  • 6821
  • 0
  • 3 декабря 2021

Ответы на вопрос (1)

Блог Председателя Комитета государственных доходов МФ РК

Здравствуйте! Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее – КГД МФ РК) рассмотрев Ваш вопрос,  сообщает следующее.
В соответствии с подпунктами 3) и 4) пункта 2 статьи 19 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) налоговые органы обязаны предоставлять налогоплательщику (налоговому агенту) информацию о действующих налогах и платежах в бюджет, об изменениях в налоговом законодательстве Республики Казахстан, разъяснять вопросы по применению налогового законодательства Республики Казахстан, а также в пределах своей компетенции осуществлять разъяснение и давать комментарии по возникновению, исполнению и прекращению налогового обязательства. Из пункта 1 статьи 16 Налогового кодекса следует, что налогоплательщик (налоговый агент) вправе участвовать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством Республики Казахстан, через законного или уполномоченного представителя.

При этом пунктами 2 и 3 статьи 16 Налогового кодекса установлено, что законным представителем налогоплательщика (налогового агента) признается лицо, уполномоченное представлять налогоплательщика (налогового агента) в соответствии с законами Республики Казахстан. Уполномоченным представителем налогоплательщика (налогового агента) признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком (налоговым агентом) представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, иными участниками отношений, регулируемых налоговым законодательством Республики Казахстан. Уполномоченный представитель налогоплательщика (налогового агента) - физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, действует на основе нотариально удостоверенной или приравненной к ней доверенности, выданной в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан, в которой указываются соответствующие полномочия представителя. Уполномоченный представитель налогоплательщика (налогового агента) - юридического лица либо его структурного подразделения действует на основе учредительных документов и (или) доверенности, выданной в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан, в которой указываются соответствующие полномочия представителя.

На основании изложенного, учитывая, что вопросы, изложенные в обращениях, касаются исполнения налоговых обязательств другого физического лица, без представления документа, удостоверяющего ваши полномочия представлять интересы данного лица, предоставление ответа невозможно.

Вместе с тем, представляем общеустановленный порядок налогообложения по интересующим вопросам. Согласно подпункту 29) пункта 1 статьи 644 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. №120-VI доходом нерезидента из источников в Республике Казахстан признается доход от оказания независимых личных (профессиональных) услуг в Республике Казахстан. Из пункта 1 статьи 655 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. №120-VI следует, что доходы физического лица-нерезидента из источников в Республике Казахстан, за исключением доходов, указанных в пункте 1 статьи 656 Налогового кодекса, облагаются индивидуальным подоходным налогом у источника выплаты по ставкам, указанным в статье 646 Налогового кодекса, без осуществления налоговых вычетов, если иное не установлено данной статьей.

Таким образом, вышеуказанный доход нерезидента подлежит налогообложению у источника выплаты по ставке 20 процентов. Из статьи 14 Конвенции между Республикой Казахстан и Латвийской Республикой об избежание двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход и на капитал (г. Астана, 6 сентября 2001 года) (далее – Конвенция) следует, что доход, полученный физическим лицом, которое является резидентом Договаривающегося Государства, в отношении профессиональных услуг или другой деятельности независимого характера, облагается налогом только в этом Государстве, если только он не имеет постоянную базу, доступную ему на регулярной основе в другом Договаривающемся Государстве для целей осуществления такой деятельности.

Если он имеет такую постоянную базу, доход может облагаться налогом в другом Договаривающемся Государстве, но только в той части, которая относится к этой постоянной базе. Если физическое лицо, которое является резидентом Договаривающегося Государства, находится в другом Договаривающемся Государстве в течение периода или периодов, превышающих в общей сложности 183 дня в любом последовательном 12-месячном периоде, начинающемся или оканчивающемся в соответствующем налоговом году, оно будет считаться имеющим постоянную базу, доступную ему на регулярной основе в этом другом Государстве, и доход, который получен от его деятельности, упомянутой выше, в этом другом Государстве, будет относиться к этой постоянной базе. Термин "профессиональные услуги", в частности, включает независимую научную, литературную, артистическую, образовательную или преподавательскую деятельность, а также независимую деятельность врачей, юристов, инженеров, архитекторов, стоматологов и бухгалтеров.

В связи с чем, если нерезидент не имеет постоянную базу в Республике Казахстан, налоговый агент вправе применить положения международного договора, если нерезидент представит документ, подтверждающий резидентство, соответствующий требованиям статьи 675 Налогового кодекса в сроки, установленные пунктом 4 статьи 666 Налогового кодекса.

Вместе с тем, с 1 января 2021 года в Республике Казахстан действует Многосторонняя конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (далее – Многосторонняя конвенция) и учитывая, что Латвийская Республика направила уведомление в Депозитарий ОЭСР о начале действия для Российской Федерации в отношении корпоративного подоходного налога у источника выплаты также с 1 января 2021 года, при определении налогооблагаемой базы необходимо руководствоваться положениями Конвенции с учетом положений Многосторонней конвенции. Из преамбулы самой Многосторонней конвенции следует, что «…Признавая, что правительства несут значительные потери бюджета в части налога на прибыль организаций из-за агрессивного международного налогового планирования, в результате которых прибыль искусственно выводится на территории, где она не облагается налогом или облагается по пониженной ставке;… Признавая важность обеспечения того, чтобы прибыль облагалась налогом по месту ведения основной экономической деятельности, в результате которой формируется прибыль и создается стоимость…».

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Многосторонней конвенции независимо от любых положений налогового соглашения, льгота в соответствии с налоговым соглашением не предоставляется в отношении вида дохода или капитала, если, принимая во внимание все соответствующие факты и обстоятельства, есть основания полагать, что получение такой льготы было одной из основных целей какого-либо соглашения или сделки, которые прямо или косвенно привели к этой льготе, если только не было установлено, что предоставление такой льготы в этих обстоятельствах будет соответствовать целям и задачам соответствующих положений налоговых соглашений. Учитывая вышеизложенное, в целях освобождения от налогообложения или применения пониженной ставки налога при выплате резидентом РК дохода резиденту Российской Федерации, налоговому агенту необходимо определить соответствие транзакции нерезиденту требованиям, предусмотренным PPT статьи 7 Многосторонней конвенции, новой преамбулой Конвенции и преамбулой Многосторонней конвенции.

Вместе с тем, если доход резидента Латвийской Республики не подлежит в Латвийской Республике включению в налогооблагаемый доход данного нерезидента либо подлежит обложению налогом с правом на исключение такого дохода из налогооблагаемого дохода и (или) уменьшение (корректировка) налогооблагаемого дохода на сумму такого дохода, то существует большая вероятность, что одной из целей транзакции такому нерезиденту было получение льготы, предусмотренной Конвенцией (PPT), налоговый агент при выплате дохода резиденту Латвийской Республики не вправе применять освобождение от налогообложения или пониженную ставку корпоративного подоходного налога, предусмотренную Конвенцией.



Номер обращения 713285

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.