КПН, начисление пени

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – орган государственных доходов) о начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от субъектов крупного предпринимательства и организаций нефтяного сектора (КПН), налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС), пени по КПН и НДС.

Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена тематическая налоговая проверка по вопросу исполнения налогового обязательства по отдельным видам налогов и (или) других обязательных платежах в бюджет за период с 01.01.2019г. по 31.12.2021г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме 21 211,0 тыс.тенге, пени в сумме 7 250,5 тыс.тенге, НДС в сумме 144 816,4 тыс.тенге, пени в сумме 54 112,9 тыс.тенге

Компания «А», не согласившись с выводами органа государственных доходов, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить уведомление в части начисления пени по КПН и НДС.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение статьи 242, 400 Налогового кодекса по результатам налоговой проверки начислены КПН и НДС, на которые начислены пени в общей сумме 61 363,4 тыс.тенге за каждый день просрочки исполнения налогового обязательства.

С данным выводом налогового органа Компания «А» не согласна из-за того, что пеня в сумме 61 363,4 тыс.тенге, начислена в период когда в отношении Компании «А» применена процедура реабилитации.

Проверив доводы Компании «А», исследовав представленные органом государственных доходов материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом 1) пункта статьи 116 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс) исполнение налогового обязательства налогоплательщика (налогового агента), не выполненного в установленные сроки, может обеспечиваться начислением пени на неуплаченную сумму налогов и платежей в бюджет, в том числе авансовых и (или) текущих платежей по ним.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 117 Налогового кодекса пеней признается установленным пунктом 2 настоящей статьи размер, начисляемый на не уплаченную в срок сумму налогов и платежей в бюджет, в том числе авансовых и (или) текущих платежей по ним.

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения налогового обязательства по уплате налогов и платежей в бюджет, начиная со дня, следующего за днем срока уплаты налога и платежа в бюджет, в том числе авансового и (или) текущего платежа по ним, включая день уплаты в бюджет, в размере 1,25-кратной базовой ставки Национального Банка Республики Казахстан, на каждый день просрочки.

Следует указать, что согласно пункту 7 Правил ведения лицевых счетов, утвержденных приказом от 27.02.2018г. №306 Министра финансов РК в органах государственных доходов учет налогов, других обязательных платежей в бюджет, обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений, а также пеней и штрафов ведется в информационной системе «Централизованный унифицированный лицевой счет» (далее – ИС ЦУЛС).

В свою очередь, согласно Руководству Пользователя ИС «Электронный контроль налогового аудита» (далее - ИС ЭКНА), расчет пени осуществляется в автоматизированном режиме в ИС ЦУЛС на основании приложений к акту налоговой проверки.

Таким образом, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения налогового обязательства, начиная со дня, следующего за днем срока уплаты налогов и платежей, с учетом соответствующей ставки рефинансирования и суммы недоимки по налоговому обязательству.

При этом, необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 306 Налогового кодекса налогоплательщик осуществляет уплату по КПН по итогам налогового периода не позднее десяти календарных дней после срока, установленного для сдачи декларации.

Также, подпунктом 1) пункта 1 статьи 425 Налогового кодекса предусмотрено, что НДС подлежит уплате в бюджет по месту нахождения налогоплательщика в следующие сроки: не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом, – сумма НДС, подлежащего уплате в бюджет за каждый налоговый период, а также исчисленного налога на добавленную стоимость за нерезидента, за исключением НДС, указанного в подпунктах 2) и 3) части первой настоящей статьи.

В рассматриваемом случае, как указано в акте налоговой проверки, по результатам налоговой проверки начислен КПН за 2020г. в сумме 21 211,0 тыс.тенге (срок уплаты 10.04.2021г.) и НДС за 3, 4 кварталы 2020г. и 2 квартал 2021г. в сумме 144 866,1 тыс.тенге (срок уплаты 25.11.2020г., 25.02.2021г., 25.08.2021г.) по выявленным расхождениям по совокупному годовому доходу, вычетам, отклонениям по НДС, подлежащему уплате за проверяемый период.

Соответственно, по результатам налоговой проверки в соответствии с нормами статьи 116, 117 Налогового кодекса обоснованно начислены пени по КПН в сумме 7 250,5 тыс.тенге и по НДС в сумме 54 112,9 тыс.тенге, всего на сумму 61 363,4 тыс.тенге.

Относительно применения процедуры реабилитации следует отметить, что пунктом 7 статьи 49 Налогового кодекса изменение сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов и (или) плат не освобождает налогоплательщика от уплаты пени за несвоевременную их уплату в соответствии со статьей 117 Налогового кодекса, за исключением случая предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов и (или) плат в рамках процедуры урегулирования неплатежеспособности, предусмотренной законодательством Республики Казахстан о реабилитации и банкротстве.

Согласно пункту 3 статьи 117 Налогового кодекса пеня не начисляется при применении реабилитационной процедуры – со дня вступлении в законную силу решения суда о применении такой процедуры.

При этом, в соответствии с подпунктом 2) пункта 4 статьи 117 Налогового кодекса начисление пени возобновляется в случае вступления в законную силу определения суда об отказе в утверждении плана реабилитации – со дня вступления в законную силу решения суда о применении реабилитационной процедуры.

Необходимо указать, что согласно подпункту 25) статьи 1 Закон Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве» от 07.03.2014г. № 176-V ЗРК (далее – Закон о реабилитации) реабилитационная процедура – процедура, применяемая в судебном порядке, в рамках которой к должнику применяются реорганизационные, организационно-хозяйственные, управленческие, инвестиционные, технические, финансово-экономические, правовые и иные не противоречащие законодательству Республики Казахстан меры, направленные на восстановление платежеспособности;

Подпунктом 2-1) пункта 1 статьи 50 Закона о реабилитации предусмотрено, что с даты вынесения определения о возбуждении производства по делу о реабилитации или банкротстве приостанавливается начисление неустойки (пени, штрафов) по всем видам задолженности должника.

Следовательно, в рамках Закона о реабилитации налогоплательщику предоставляется право предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, при этом начисление неустойки (пени, штрафов) по всем видам задолженности должника приостанавливается с даты вынесения определения о возбуждении производства по делу о реабилитации или банкротстве.

В рассматриваемом случае, Постановлением суда от 06.05.2021г. вынесено решение об удовлетворении заявления Компании «А» о применении процедуры реабилитации.

В Постановлении суда от 06.05.2021г. указано, что обязательство должника (Компании «А») перед кредиторами на момент подачи заявления составляет 28 180 640,8 тыс.тенге, в том числе задолженности:

- по заработной плате - 19 257,8 тыс.тенге;

         - перед банком - 19 172 445,9 тыс.тенге;

- перед физическим лицом  - 8 988 937,0 тыс.тенге.

Определением СМЭС от 26.07.2021г. утвержден план реабилитации Компании «А» в соответствии с Протоколом общего собрания кредиторов от 08.07.2021г.

Вместе с тем, решением СМЭС от 12.10.2021г. признано недействительным решение собрания кредиторов Компании «А» от 08.07.2021г. об утверждении плана реабилитации.

Постановлением суда от 28.12.2021г., решение СМЭС от 12.10.2021г. оставлено без изменения.

При этом Определением суда от 28.12.2021г., ранее вынесенное Определение СМЭС от 26.07.2021г. об утверждении плана реабилитации согласно протоколу общего собрания кредиторов от 08.07.2021г. отменено полном объеме.

Постановлением Верховного суда Республики Казахстан от 06.12.2021г. отказано в передаче ходатайства о пересмотре Постановления суда от 06.05.2021г. для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Казахстан.

Таким образом, Определением суда от 28.12.2021г. отказано в удовлетворении заявлении Компании «А» об утверждении плана реабилитации, соответственно, подлежит возобновлению начисление пени со дня вступления в законную силу решения суда о применении реабилитационной процедуры. При этом, как указано выше, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения налогового обязательства по уплате налогов и платежей в бюджет, начиная со дня, следующего за днем срока уплаты налога и платежа в бюджет.

На основании изложенного, учитывая нормы статьи 116, 117 Налогового кодекса начисление пени по КПН на сумму 7 250,5 тыс.тенге и по НДС на сумму 54 112,9 тыс.тенге по результатам налоговой проверки являются обоснованными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 182 Налогового кодекса по окончании рассмотрения жалобы уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом решения Апелляционной комиссии.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.

  • 6082
  • 0
  • 21 августа 2023

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.