КПН, НДС - взаиморасчеты с неблагонадежными поставщиками (группа К.В.В.)

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – орган государственных доходов) начисления КПН.

Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена тематическая налоговая проверка по вопросу исполнения налоговых обязательств, за период с 01.01.2020г. по 31.12.2022г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении КБК 105101 налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан в сумме 7 166,4 тыс.тенге.

Компания «А», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога и соответствующей суммы пени явилось нарушение пунктов 1, 3 статьи 242 и статьи 400 Налогового кодекса необоснованно отнесены расходы на вычеты за 2020г. и НДС в зачет за 3 – 4 кварталы 2020г. по взаиморасчетам с ТОО «I».

С данным выводом налогового органа Компания «А» не согласна из-за того, что в 2020 году между ТОО «I» и Компанией «А» заключен Договор подряда от 08.06.2020г. (далее - Договор). В рамках Договора ТОО «I» выполнял земляные работы на объекте, о чем свидетельствуют оформленные в соответствии с приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20.12.2012г. №562 «Об утверждении форм первичных документов» подписанные акты выполненных работ (оказанных услуг) (далее - Приказ).

Компания «А» в жалобе отмечает, что все обороты с ТОО «I» действительные, работы выполнены в полном объеме, оплата осуществлена своевременно и в полном объеме. Претензий по исполнению Договора у Сторон нет (в рамках выполненных работ). Суммы расходов приняты на вычеты согласно пункту 3 статьи 242 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс). Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. За период с 08.06.2020г. по 02.11.2020г. ТОО «I» выполнил работы на сумму 134 894,8 тыс.тенге с НДС, что подтверждается подписанными актами выполненных работ (оказанных услуг).

Компания «А» в жалобе указывает, что в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее - Закон), а также Приказом акты выполненных работ являются первичными учетными документами, то есть документальными свидетельствами как на бумажном, так и на электронном носителе факта совершения операции или события и права на ее совершение, на основании которого ведется бухгалтерский учет. Данная документация согласно пункту 4 статьи 7 Закона составляется в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Таким образом, документом, подтверждающим фактическое оказание услуг, является акт выполненных работ (оказанных услуг). В статье 147 Гражданского кодекса Республики Казахстан (ГК) предусмотрено, что сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. В соответствии со статьей 157 ГК и пункта 1 Нормативно-правового акта Верховного суда Республики Казахстан «О некоторых вопросах недействительности сделок и применении судами последствий их недействительности» сделка недействительна в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо по основаниям, прямо предусмотренным законодательными актами, независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно пункту 2 статьи 57 ГК сделка признается недействительной при нарушении требований, предъявляемых к форме, содержанию и участникам сделки, а также к свободе их волеизъявления по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законодательными актами. В соответствии с пунктом 1 статьи 52 ГК в письменной форме должны совершаться сделки, осуществляемые в процессе предпринимательской деятельности и на сумму свыше 100 МРП. Так, Договор был заключен в письменной форме и соответствует требованиям указанной нормы ГК.

Компания «А» в жалобе отмечает, что Договор соответствует требованиям и форме, установленным Особенной частью ГК, и в отношении него отсутствует вступившее в законную силу решение суда о признании его недействительным. Дополнительно сообщаем, что счета-фактуры не могут быть признаны сделками, совершенными в письменной форме. Счет-фактура может являться одним из доказательств совершения сделки, но не самой сделкой. Вместе с тем, предоставление в качестве подтверждающих факт приема-передачи указанных в актах выполненных работ (оказанных услуг) данных первичных учетных документов является необходимым и достаточным для свидетельства этих событий в соответствии с Законом и Приказом.

Кроме того, отмечает, что Компания «А» не может нести ответственность за финансово-хозяйственную деятельность третьих лиц, так как согласно статье 35 Конституции Республики Казахстан уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого. Компания «А» считает, что получатель товара/услуг не несет и не обязан нести обязательства по дальнейшему контролю поставщика товаров/услуг по уплате последним сумм НДС в бюджет. ТОО «I» согласно статье 36 Налогового кодекса несет обязательство по уплате НДС самостоятельно и соответственно только поставщик товаров, услуг может нести ответственность за неуплату в государственный бюджет сумм НДС.

В свою очередь Компания «А» в период работы с контрагентом не обладало и не могло обладать информацией о том, что ТОО «I» в последующий период (2021-2023гг.) будет снят с учета по НДС (дата снятия с учета по НДС 07.04.2022г., причина - «прекращение деятельности лица, являющегося плательщиком НДС»), будут установлены факты отсутствия ТОО «I» по адресам, указанным в регистрационных данных (Акт обследования от 22.02.2023г.).

Также, Компания «А» обращает внимание, что в соответствии с пунктом 4 статьи 8 Налогового кодекса обоснование доводов и раскрытие обстоятельств, свидетельствующих о факте нарушения налогового законодательства Республики Казахстан, возлагаются на налоговые органы. А также в соответствии с пунктом 5 статьи 8 Налогового кодекса «все неопределенности и неурегулированные вопросы налогового законодательства РК трактуются в пользу налогоплательщика (налогового агента)».

Проверив доводы Компании «А», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1, 3 и 4 статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных настоящей статьей и статьями 243 – 263 Налогового кодекса, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.

Расходы будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, подлежат вычету в том налоговом периоде, к которому они относятся.

Если иное не установлено настоящей статьей и статьями 243 – 263 Налогового кодекса, для целей данного раздела, признание расходов, включая дату их признания, осуществляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В случае, когда порядок признания расходов в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности отличается от порядка определения вычетов в соответствии с Налоговым кодексом, указанные расходы учитываются для целей налогообложения в порядке, определенном Налоговым кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 400 Налогового кодекса суммой НДС, относимого в зачет получателем товаров, работ, услуг, являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 Налогового кодекса, признается сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате за полученные товары, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота по реализации, а также если выполняются условия, указанные в подпунктах 1) -4) данного пункта.

Следует указать, что основанием для отнесения в зачет НДС является счет-фактура в соответствии со статьей 400 Налогового кодекса.

При этом выписка счета-фактуры, являющегося обязательным документом для всех плательщиков НДС, осуществляется в соответствии с требованиями статьи 412 Налогового кодекса.

Согласно пункту 12 статьи 412 Налогового кодекса счет-фактура может заверяться подписью работника, уполномоченного на то приказом налогоплательщика. При этом копия приказа должна быть доступна для визуального ознакомления получателей товаров, работ, услуг.

Пунктами 2 и 3 статьи 190 Налогового кодекса определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию - для лиц, на которых в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете) возложена обязанность по ее ведению; стандартный файл проверки - для лиц, добровольно представляющих данный файл; первичные учетные документы – для лиц, указанных в пункте 4 настоящей статьи; налоговые формы; налоговую учетную политику; иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Если иное не установлено пунктом 4 настоящей статьи, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.

Таким образом, расходы налогоплательщика подлежат отнесению на вычеты и в зачет по НДС при условии, что расходы по товарам, работам, услугам должны быть направлены на получение дохода и использованы в целях облагаемого оборота, а также подтверждаться соответствующими документами, подписанными руководителем и главным бухгалтером или работником, уполномоченным на то приказом налогоплательщика. При этом, в соответствии с нормами Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В рассматриваемом случае, налоговая проверка в отношении Компания «А» проведена по Приказу Министерства финансов Республики Казахстан от 12.06.2023г. о назначении внеплановой тематической налоговой проверки, согласно подпункту 3-1) пункта 1 статьи 142 Налогового кодекса по вопросу определения налогового обязательства по взаиморасчетам с ТОО «I», в отношении которого ведется досудебное расследование по факту совершения действии по выписке счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров.

По результатам налоговой проверки исключены из вычетов расходы за 2020 год в сумме 127 728,4 тыс.тенге и НДС из зачета за 3 квартал 2020г. в сумме 4 661,6 тыс.тенге, за 4 квартал 2020г. в сумме 2 504,8 тыс.тенге по взаиморасчетам с ТОО «I» (выполнение земляных работ на объекте).

Оплата произведена путем безналичного расчета.

ТОО «I» состоит на учете в Управлении государственных доходов с 02.03.2020г.

Основным видом деятельности является с 02.03.2020г. по 14.04.2020г. «Предоставление прочих индивидуальных услуг, не включенных в другие группировки», с 13.04.2020г. «Оптовая торговля широким ассортиментом товаров без какой-либо конкретизации».

ТОО «I» снято с учета по НДС 07.04.2022г. по причине «Прекращение деятельности, лица являющегося плательщиком НДС».

Согласно ИНИС РК руководителем и учредителем является О.А.А.

ТОО «I» согласно актам обследования от 16-17.08.2022г., 30.09.2022г., 21.11.2022г., 18.01.2023г., 08.02.2023г., 22.02.2023г., 22.05.2023г., 17.07.2023г., 21.08.2023г., 29.08.2023г., 29.08.2023г. отсутствует по месту нахождения.

ТОО «I» признан неблагонадежным налогоплательщиком ввиду отсутствия по юридическому адресу (акт обследования от 29.08.2023г.).

Кроме того, согласно ИС СОНО ТОО «I»:

- декларация по налогу на имущество, налогу на транспортные средства, по земельному налогу (ф.700.00) за 2020 год не представлена;

- декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (ф.200.00) за 1 квартал 2020г. представлена с нулевыми показателями, за 2 - 4 кварталы 2020 года с отражением 3 работников.

Следует указать, что ТОО «I» налоговая отчетность за 2022-2023гг. не представлена.

Следовательно, у ТОО «I» отсутствуют основные средства, транспортные средства и земельные участки.

Между тем, Компанией «А» и ТОО «I» заключен Договор подряда от 08.06.2020г. по выполнению земляных работ на объекте строительства Многопрофильного областного медицинского центра на 800 коек в городе Н на сумму 113 896,0 тыс.тенге.

Необходимо отметить, что согласно пункту 5 статьи 179 Налогового кодекса в жалобе указываются обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

Компанией «А» к жалобе приложен предоставлен акт сверки за период с 01.01.2020г. по 30.11.2020г., Договор подряда от 08.06.2020г. на сумму 113 896,0 тыс.тенге, электронные счет-фактуры, акты выполненных работ (оказанных услуг), акты о приемке выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и затрат.

Так, согласно акту выполненных работ (оказанных услуг) от 11.06.2020г. ТОО «I» выполнены работы выемка верхнего слоя грунта и работы по накоплению запасов, вынос его за пределы проектной площадки, а также выемка фундамента на участке и хранение грунтового материала, пригодного для обратной засыпки от котлована запасного участка на расстоянии 1 км, всего в объеме 48 500 куб.м., на сумму 14 975,0 тыс.тенге, при этом, как указано выше договор на выполнения работ заключено 08.06.2023г.

Также, согласно акту выполненных работ (оказанных услуг) ТОО «I» проведены аналогичные работы за июль месяц 2020г. в объеме 48 000 куб.м., за август месяц 2020г. – 72 500 куб.м., за сентябрь месяц 2020г. - 68 000 куб.м., за октябрь месяц 2020г. - 41 662 куб.м. и за ноябрь 2020г. – 5 000 куб.м.

Соответственно, для выполнения вышеуказанных работ требуется наличие материальных и трудовых ресурсов, тогда как ТОО «I» не имеет транспортных средств и спецтехники для вывоза грунта и обратной засыпки, а также соответствующее количество работников.

Далее, в ходе рассмотрения жалобы установлено, что основным поставщиком ТОО «I» является ТОО «В» за 2020г. взаиморасчеты произведены на сумму 260 190,6 тыс.тенге, НДС в сумме 31 222,9 тыс.тенге (перевозка материала, аренда спецтехники, песок, щебень).

Состоит на учете в Управлении государственных доходов. Снят с учета по НДС 20.08.2020г. по причине «Перерегистрация признана недействительной». Категория в системе управления рисками - «Высокая степень риска», а также ограничена выписка ЭСФ в ИС ЭСФ 18.11.2020г.

Согласно ИС СОНО ТОО «В» декларации по налогу на имущество, налогу на транспортные средства, по земельному налогу (ф.700.00) за 2020 год, по КПН (ф.100.00) за 2020 год, по НДС за 4 квартал 2020года не представлены, при этом, в декларации по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (ф.200.00) за 1 квартал 2020г. с отражением 1 работника, за 2-4 кварталы 2020 года, а также декларации по НДС (ф.300.00) за 1-3 кварталы 2020 года представлены с нулевыми показателями.

Аналогично, ТОО «В» осуществляло взаиморасчеты с ТОО «О», ТОО «СК» и ТОО «C», чьи государственные перерегистрации судом признаны недействительными.

Следовательно, поставщики ТОО «I» также не могли выполнить вышеуказанные работы.

Согласно ответу Департамента экономических расследований по городу А от 14.04.2023г. на запрос Департамента государственных доходов от 31.03.2023г. по ТОО «Е» сообщено, что в отношении ТОО «Е» зарегистрировано уголовное дело ЕРДР №0000 по части 3 статьи 216 Уголовного кодекса Республики Казахстан «совершение действий по выписке счетов-фактур без фактического выполнения работ, оказания услуг».

При этом, Постановлением о прерывании сроков досудебного расследования от 15.12.2022г. (Постановление) сроки досудебного расследования прерваны в связи с проведением экспертизы.

Как следует из Постановления о прерывании сроков, что в рамках уголовного дела №0000 установлена противоправная деятельность неустановленных лиц, осуществляющих выписку фиктивных счетов-фактур от предприятия ТОО «Е» в адрес контрагентов покупателей, с целью пособничества в уклонении от уплаты налогов контрагентам покупателям.

В орбиту противоправной деятельности вовлечены подконтрольные предприятия, в том числе ТОО «I», произведен обыск и изъята первичная бухгалтерская документация, печати, оргтехника, в отношении которых в производстве Департамента имеется уголовное дело №0000 по части 3 статьи 216 Уголовного кодекса (группа К.В.В.). Общая сумма взаимоотношений с предприятиями, входящих в орбиту противоправной деятельности (группа К.В.В.), составляет порядка 1,1 млрд.тенге.

Согласно Протокола допроса свидетеля от 10.09.2021г. по уголовному делу №0000 допрошен руководитель и учредитель ТОО «I» О.А.А., который дал показания, что после переоформления в августе 2020г. на свое имя ТОО «I» финансово-хозяйственной деятельностью не занимался, никаких сделок, договоров на поставку, покупку товаров не заключал, и кто от его имени занимался финансово-хозяйственной деятельностью ТОО «I» не знает.

Таким образом, учитывая отсутствие у ТОО «I» материальных и трудовых ресурсов, а также показания директора О.А.А. о непричастности к финансово-хозяйственной деятельности и совершении сделок от имени данного предприятия, документы по взаиморасчетам с данным предприятием не могут достоверно свидетельствовать о факте совершения операций и обеспечить адекватное отражение данных операций в бухгалтерском учете и, соответственно являться основанием для отнесения расходов на вычеты и НДС в зачет в соответствии с положениями налогового и бухгалтерского законодательств РК.

С учетом изложенного, исключение из вычетов расходов и НДС из зачета по взаиморасчетам с ТОО «I» и соответствующее начисление НДС и уменьшения убытка в указанной части по результатам налоговой проверки являются обоснованными.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.

  • 4909
  • 0
  • 24 октября 2023

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.