НДС - Отказ в возврате в связи с нарушениями, выявленными по отчету Пирамида, неподтверждение к возврату сумм превышения НДС

Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена жалоба Компании «I» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о сумме превышения налога на добавленную стоимость (НДС), относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет.

Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена тематическая налоговая проверка по вопросам подтверждения достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату, а также по вопросам исполнения налогового обязательства по НДС за период с 08.12.2020г. по 31.03.2023г., по результатам которой вынесено уведомление о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет в размере 96 129,7 тыс.тенге

Компания «I» не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

Основанием для начисления обжалуемой суммы налога явилось наличие нарушений, выявленных в результате формирования аналитического отчета «Пирамида».

С данным выводов Компания «I» не согласна из-за того, что на основании норм Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. в декларации по НДС за 1 квартал 2023г. было заявлено требование о возврате превышения НДС в сумме 96 129,7 тыс.тенге. Превышение образовано в связи с приобретением товаров, реализованных на объект на территории специальной экономической зоны (далее - СЭЗ).

Компания «I» в жалобе, ссылаясь на пункты 1, 4, 5 статьи 389 Налогового кодекса отмечает, что при определении сумм НДС, подлежащего возврату, в случае реализации товаров на территории СЭЗ, учитываются сведения таможенного органа, подтверждающие фактическое потребление ввезенных товаров на территории СЭЗ.

В жалобе Компании «I» отмечено, что по всем отгрузкам по ввозу продукции на территорию СЭЗ предоставлены соответствующие документы, договоры поставки, которыми подтверждаются факты ввоза и потребления отгруженной продукции на территории СЭЗ.

Далее, в жалобе Компании «I» указано, что выводы акта проверки содержат недостоверные и не подтвержденные данные, поскольку не содержат ответы на запросы по сумме НДС, не подлежащей возврату по запросам, направленным на устранение нарушений по подтверждению НДС, выявленные нарушения по результатам применения системы управления рисками (СУР).

Кроме того, из жалобы Компании «I» следует, что в акте проверки содержатся сведения о выявлении по результатам отчета «Пирамида» у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, в частности отнесение в зачет сумм НДС по взаиморасчетам с поставщиком, которым не исполнено налоговое обязательство по уплате начисленных сумм НДС (наличие недоимки на лицевых счетах Компании «A»).

В жалобе отмечено, что Компанией «I» направлены обращения поставщикам относительно непредставления ответов на запросы налогового органа. На данные обращения получены ответы, о том, что уведомлений с требованием об устранении выявленных нарушений по НДС, связанных с Компанией «I» от налогового органа не получали, более того, один из поставщиков Компания «A» сообщил, что не имеет налоговой задолженности по НДС в течение периода с 08.12.2020г. по 12.09.2023г., что подтверждается выгруженным лицевым счетом с сайта «Кабинет налогоплательщика».

Проверив доводы Компании «I», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Статьей 152 Налогового кодекса предусмотрены особенности проведения тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость.

В соответствии с пунктом 1 статьи 152 Налогового кодекса тематическая проверка по подтверждению достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость проводится с применением системы управления рисками в отношении налогоплательщика, представившего:

налоговое заявление в связи с применением им пунктов 1 и 2 статьи 432 настоящего Кодекса;

требование о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость, указанное в декларации по налогу на добавленную стоимость (далее – требование о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость).

В рассматриваемом случае Компанией «I» выставлено требование о возврате суммы превышения НДС, указанное в декларации по НДС (ф.300.00) за 1 квартал 2023 года за период с 08.12.2022г. по 31.03.2023г. в сумме 96 129,7 тыс.тенге.

Согласно пункту 11 статьи 152 Налогового кодекса аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности по НДС и (или) сведений информационных систем.

При этом, согласно подпункту 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения тематической проверки по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа отчета «Пирамида».

Следует отметить, что порядок возврата сумм превышения НДС с применением системы управления рисками устанавливают Правила возврата превышения налога на добавленную стоимость и применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость, утвержденных Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19.03.2018г. №391 (далее – Правила №391), которые разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 137 и пунктом 10 статьи 429 Налогового кодекса и подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан «О государственных услугах».

Согласно пункту 38 Правил №391 система управления рисками определяет степени риска на основе автоматизированного расчета присвоения баллов по критериям степени риска согласно приложению 2 к настоящему приказу в целях подтверждения превышения НДС с использованием ИС при проведении тематических проверок в целях определения налогоплательщиков, отнесенных к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска, по которым формируется аналитический отчет «Пирамида» и при определении суммы превышения НДС, подлежащей возврату в упрощенном порядке.

При этом пунктом 39 Правил №391 установлено, что для определения риска извлечения налогоплательщиком выгоды из своих незаконных действий в целях получения налоговых выгод (налоговой экономии) и уменьшения налоговых платежей применяются критерии, которые являются конфиденциальной информацией, не подлежащей разглашению, в том числе налогоплательщику, по которому произведена оценка степени (уровня) риска.

В соответствии с пунктом 43 Правил №391, если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска не превышает порог баллов (350 баллов), установленный Комитетом государственных доходов, то по таким налогоплательщикам формируется аналитический отчет «Пирамида».

При этом, согласно пункту 45 Правил №391 аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого услугодателем на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности по НДС и (или) сведений ИС, а также сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, местных исполнительных органов, уполномоченных лиц, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика.

Аналитический отчет «Пирамида» формируется с учетом:

риска неисполнения налоговых обязательств и

риска, указанного в пункте 47 Правил №391, в том числе с использованием фиктивных (бестоварных) операций.

При этом, согласно пункту 46 Правил №391 риском неисполнения налоговых обязательств признаются выявленные расхождения в результате сверки сведений налоговой отчетности поставщика и сведений ИС, а также другие сведения, указывающие на неисполнение налоговых обязательств по исчислению и уплате НДС в бюджет.

Пунктом 52 Правил №391 предусмотрено, что при выявлении по результатам отчета «Пирамида» у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности суммы превышения НДС, производится в пределах сумм, указанных в требовании и (или) в налоговом заявлении, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены нарушения налогового законодательства.

В соответствии с пунктом 10 статьи 152 Налогового кодекса в ходе проведения тематической проверки налоговый орган в случае выявления нарушений по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида» направляет в адрес поставщиков уведомление, предусмотренное подпунктом 10) пункта 2 статьи 114 Налогового кодекса.

При этом, если поставщик товаров, работ, услуг проверяемого налогоплательщика состоит на регистрационном учете по месту нахождения в другом налоговом органе, налоговый орган, назначивший тематическую проверку, направляет в соответствующий налоговый орган запрос о принятии мер в соответствии с настоящим Кодексом по устранению такими поставщиками товаров, работ, услуг нарушений, выявленных по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида».

В рассматриваемом случае, как следует из акта налоговой проверки, произведен автоматизированный расчет баллов по критериям степени риска, при этом суммарный итог баллов составил 130,2 баллов, что не превысило порог баллов (350 баллов), соответственно, сформирован аналитический отчет «Пирамида».

Согласно сформированному за проверяемый период аналитическому отчету «Пирамида» за проверяемый период по 6 непосредственным поставщикам выявлены нарушения, у которых установлено расхождение между суммами НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС (ф.300.00) и суммами НДС по выписанным счетам-фактурам, в связи с чем не подлежит возврату НДС в сумме 4 936,1 тыс.тенге, в том числе:

- Компанией «I» отнесен в зачет НДС от Компании «L» в сумме 14 097,8 тыс.тенге, при этом установлено расхождение по НДС на сумму 465,7 тыс.тенге. Направлен запрос в территориальное управление государственных доходов от 05.09.2023г., ответ не поступил;

- Компанией «I» отнесен в зачет НДС от Компании «Т» в сумме 5 757,3 тыс.тенге, при этом установлено расхождение по НДС на сумму 600,8 тыс.тенге. Направлен запрос в территориальное управление государственных доходов от 05.09.2023г., ответ не поступил;

- Компанией «I» отнесен в зачет НДС от Компании «М» в сумме 1 697,4 тыс.тенге, при этом установлено расхождение по НДС на сумму 64 523,1 тыс.тенге. Направлен запрос в территориальное управление государственных доходов от 05.09.2023г., ответ не поступил;

- Компанией «I» отнесен в зачет НДС от ИП «U» в сумме 1 137,9 тыс.тенге, при этом установлено расхождение по НДС на сумму 1 301,9 тыс.тенге.

- Компанией «I» отнесен в зачет НДС от Компании «С» в сумме 576,2 тыс.тенге, при этом установлено расхождение по НДС на сумму 1 034,2 тыс.тенге. Направлен запрос в территориальное управление государственных доходов от 05.09.2023г., ответ не поступил;

- Компанией «I» отнесен в зачет НДС от Компании «К» в сумме 458,1 тыс.тенге, при этом установлено расхождение по НДС на сумму 631 тыс.тенге. Направлен запрос в территориальное управление государственных доходов от 05.09.2023г., ответ не поступил.

Соответственно, не подлежит возврату превышение НДС в сумме
4 936,1 тыс.тенге.

Также согласно сформированному за проверяемый период аналитическому отчету «Пирамида» выявлены нарушения по поставщикам второго уровня на общую сумму 92 273,9 тыс.тенге, где наименьшая сумма НДС составляет 84 728,2 тыс.тенге, у которых установлено расхождение между суммами НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС (ф.300.00) и суммами НДС по выписанным счетам-фактурам, в том числе:

- Компанией «I» отнесен в зачет НДС в сумме 26 142,1 тыс.тенге от Компании «A», которым отнесен в зачет НДС в сумме 33 759,4 тыс.тенге от поставщика 2 уровня Компании «Т», где установлено расхождение по НДС на сумму 19 076,5 тыс.тенге, из них наименьшей является сумма НДС, не подлежащая возврату, в размере 19 076,5 тыс.тенге. Направлен запрос в территориальное управление государственных доходов от 05.09.2023г.;

- Компанией «I» отнесен в зачет НДС в сумме 22 549,8 тыс.тенге от Компании «E», которым отнесен в зачет НДС в сумме 30 788,5 тыс.тенге от поставщика 2 уровня Компании «O», где установлено расхождение по НДС на сумму 27 421 тыс.тенге, из них наименьшей является сумма НДС, не подлежащая возврату, в размере 22 549,8 тыс.тенге. Направлен запрос в территориальное управление государственных доходов от 05.09.2023г.;

- Компанией «I» отнесен в зачет НДС в сумме 14 097,8 тыс.тенге от Компании «L», которым отнесен в зачет НДС в сумме 13 632,1 тыс.тенге от поставщика 2 уровня Компании «N», где установлено расхождение по НДС на сумму 15 196,4 тыс.тенге, из них наименьшей является сумма НДС, не подлежащая возврату, в размере 13 632,1 тыс.тенге. Направлен запрос в территориальное управление государственных доходов от 05.09.2023г.;

- Компанией «I» отнесен в зачет НДС в сумме 19 200,9 тыс.тенге от Компания «Н», которым отнесен в зачет НДС в сумме 129 962,7 тыс.тенге от поставщика 2 уровня Компании «Р», где установлено расхождение по НДС на сумму в размере 19 765,1 тыс.тенге, из них наименьшей является сумма НДС, не подлежащая возврату, в размере 19 200,9 тыс.тенге. Направлен запрос в территориальное управление государственных доходов от 05.09.2023г.;

- Компанией «I» отнесен в зачет НДС в сумме 5 757,3 тыс.тенге от Компании «М», которым отнесен в зачет НДС в сумме 5 156,5 тыс.тенге от поставщика 2 уровня Компании «Р», НДС на сумму 38 911,5 тыс.тенге, где установлено расхождение по НДС на сумму 9 323 тыс.тенге, из них наименьшей является сумма НДС, не подлежащая возврату, в размере 5 757,3 тыс.тенге. Направлен запрос в территориальное управление государственных доходов от 05.09.2023г.;

- Компанией «I» отнесен в зачет НДС в сумме 5 112,6 тыс.тенге от Компании «F», которым отнесен в зачет НДС в сумме 9 370 тыс.тенге от поставщика 2 уровня Компании «Y», где установлено расхождение по НДС на сумму 9 491,9 тыс.тенге, из них наименьшей является сумма НДС, не подлежащая возврату, в размере 5 112,6 тыс.тенге. Направлен запрос в территориально управление государственных доходов от 05.09.2023г.

Соответственно, не подлежит возврату сумма НДС в размере
84 728,2 тыс.тенге.

Следует указать, что согласно пункту 52 Правил №391 при выявлении по результатам аналитического отчета «Пирамида» у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, подтверждение достоверности суммы превышения НДС, производится в пределах сумм, указанных в требовании и (или) в налоговом заявлении, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены нарушения налогового законодательства, в том числе отнесение в зачет сумм НДС по взаиморасчетам с поставщиком, которым не исполнено налоговое обязательство по уплате начисленных сумм НДС.

В рассматриваемом случае, Компанией «I» отнесен в зачет НДС от Компании «A» в сумме 26 142,1 тыс.тенге. При этом установлено нарушение у поставщика 2 уровня Компании «S», у которого выявлено нарушение по исполнению налогового обязательства по уплате начисленных сумм НДС в размере 7 065,6 тыс.тенге.

Соответственно, не подлежит возврату сумма НДС в размере
7 065,6 тыс.тенге.

Таким образом, учитывая нормы пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса и Правил №391, не подлежит возврату превышение НДС в сумме 96 729,9 тыс.тенге, в связи с выявленными нарушениями налогового законодательства в части расхождения между суммой НДС по реализованным товарам, работам, услугам, отраженным в Декларациях по НДС (ф.300.00) и суммами НДС по выписанным счетам-фактурам, а также по поставщику, которым не исполнено налоговое обязательство по уплате начисленных сумм.

На основании вышеизложенного, неподтверждение к возврату сумм превышения НДС в размере в сумме 96 129,7 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 182 Налогового кодекса по окончании рассмотрения жалобы уполномоченным орган выносит мотивированное решение с учетом решения Апелляционной комиссии.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения.

  • 1841
  • 0
  • 21 декабря 2023

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.