НДС, в связи с неполучением ответа на запрос

Министерством финансов Республики Казахстан (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «Т» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее – орган государственных доходов) о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет.

Как следует из материалов дела, органом государственных доходов проведена тематическая налоговая проверка по вопросу подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных к возврату, и правильности исчисления и своевременности уплаты НДС за период с 01.10.2022г. по 31.12.2022г., по результатам которой вынесено уведомление о результатах проверки от 09.06.2023г. №119 о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет в размере 64 518,6 тыс.тенге.

Компания «Т», не согласившись с выводами органа государственных доходов (ОГД), обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить уведомление о результатах проверки в части выявленных нарушений, указанных в пункте 2.13 акта налогоговой проверки.

Основанием для неподтверждения суммы превышения НДС к возврату явилось нарушение подпункта 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса, а также Правил возврата превышения налога на добавленную стоимость и применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость, утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19.03.2018г. №391 по причинам, указанным в разделе 2.13. акта налоговой проверки, сумма превышения НДС, не подлежащая возврату составила 64 518,6 тыс.тенге. 

С данным выводом органа государственных доходов Компания «Т» не согласна из-за того, что в нарушение пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса в качестве отказа в возврате превышения НДС в акте налоговой проверки указано отсутствие ответа на запрос от налогового органа Российской Федерации, тогда как, указанное основание не предусмотрено действующим законодательством Республики Казахстан.

Также в жалобе указано, что подпункт 3) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не может являться основанием для отказа в отношении требования к возврату НДС, поскольку у ОГД отсутствуют доказательства об установлении данного обстоятельства, а также отсутствие ответов на запросы не предусмотрено в качестве основания для отказа в возврате НДС.

Компания «Т» утверждает, что статья 447 Налогового кодекса содержит исчерпывающий перечень документов, потверждающих экспорт товаров, который был проверен ОГД в ходе налоговой проверки и его достоверность подтверждена.

Компания «Т» считает, что в акте проверки не отражен перечень мероприятий, предусмотренных пунктами 6, 7 «Правил назначения тематических и встречных проверок и вынесения решения о проведении хронометражного обследования» от 15.02.2018г. №197. При этом, согласно пункту 76, 80 Правил возврата превышения НДС и применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения НДС от 19.03.2018г. №391 (далее – Правила от 19.03.2018г. №391) ответ ОГД, проводившего встречную проверку должен быть однозначным, имела место сделка или нет.

Из жалобы следует, что в соответствии с пунктами 8, 9 статьи 152 Налогового кодекса в ходе проведения тематической проверки ОГД назначает встречные проверки непосредственных поставщиков товаров, работ, услуг. При этом норма подпункта 1) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса регулирует основания отказа в возврате НДС по операциям между проверяемым налогоплательщиком и его непосредственным поставщиком, в данном случае по взаиморасчетам с поставщиком кабельной продукции.

Вместе с тем, ОГД направил запрос на проведение встречной проверки по взаиморасчетам с компанией «D» не являющимся поставщиком товара, по которому НДС не был предъявлен к возврату.

Таким образом, Компания «Т» считает, что норма статьи 152 Налогового кодекса не содержит право ОГД производить встречные проверки лиц, не являющихся непосредственными поставщиками, следовательно, результаты встречной проверки по Компании «D» не могут являться основанием для отказа в возврате превышения НДС.

Проверив доводы Компании «Т», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

Тематическая налоговая проверка Компании «Т» проведена на основании требования о возврате превышения НДС, указанного в декларации по НДС за 4 квартал 2022г. за период с 01.10.2022г. по 31.12.2022г., НДС указанный в требовании составил в сумме 64 518,6 тыс.тенге.

Статьей 152 Налогового кодекса предусмотрены особенности проведения тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения НДС.

Согласно пункту 1 статьи 152 Налогового кодекса тематическая проверка по подтверждению достоверности суммы превышения НДС проводится с применением СУР в отношении налогоплательщика, представившего требование о возврате суммы превышения НДС, указанное в декларации по НДС (далее - требование о возврате суммы превышения НДС).

Согласно пункту 38 Правил №391 степень управления рисками определяет степени риска на основе автоматизированного расчета присвоения баллов по критериям степени риска согласно приложению 2 к настоящему приказу в целях подтверждения превышения НДС с использованием ИС при проведении тематических проверок в целях определения налогоплательщиков, отнесенных к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска, по которым формируется аналитический отчет «Пирамида» и при определении суммы превышения НДС, подлежащего возврату в упрощенном порядке.

При этом пунктом 39 Правил №391 установлено, что для определения риска извлечения налогоплательщиком выгоды из своих незаконных действий в целях получения налоговых выгод (налоговой экономии) и уменьшения налоговых платежей, применяются критерии, которые являются конфиденциальной информацией, не подлежащей разглашению, в том числе налогоплательщику, по которому произведена оценка степени (уровня) риска.

Пунктом 43 Правил №391 предусмотрено, что если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска превышает порог баллов, установленный Комитетом, отчет «Пирамида» по таким налогоплательщикам не формируется.

Если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев степени риска не превышает порог баллов, установленный Комитетом, то по таким налогоплательщикам формируется отчет «Пирамида».

Как следует из акта налоговой проверки, суммарный итог по результатам оценки степени риска составил 140,5 баллов, то есть не превысил порог баллов, установленный Комитетом государственных доходов МФ РК, следовательно, по Товариществу сформирован аналитический отчет «Пирамида по поставщикам».

Пунктом 5 статьи 152 Налогового кодекса определено, что в случае экспорта товаров с территории РК на территорию государства-члена ЕАЭС при определении суммы НДС, подлежащей возврату в соответствии с Налоговым кодексом, учитываются сведения из документов, указанных в статье 447 Налогового кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 447 Налогового кодекса документами, подтверждающими экспорт товаров, являются:

1) договоры (контракты) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним (далее - договоры (контракты)) на основании которых осуществляется экспорт товаров, а в случае лизинга товаров или предоставления займа в виде вещей - договоры (контракты) лизинга, договоры (контракты), предусматривающие предоставление займа в виде вещей, договоры (контракты) на изготовление товаров;

2) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства-члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов и (или) освобождении и (или) ином способе уплаты (на бумажном носителе в оригинале или копии) либо перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронной форме);

3) копии товаросопроводительных документов, подтверждающих перемещение товаров с территории одного государства-члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС.

В случае экспорта товаров по системе магистральных трубопроводов или по линиям электропередачи, вместо копий товаросопроводительных документов представляется акт приема-сдачи товаров;

4) подтверждение уполномоченного государственного органа в области охраны прав интеллектуальной собственности о праве на объект интеллектуальной собственности, а также его стоимости - в случае экспорта объекта интеллектуальной собственности.

Вместе с тем, пунктом 3 статьи 443 Налогового кодекса установлено, что для целей главы 50 Налогового кодекса под товаросопроводительными документами понимаются: международная автомобильная накладная, железнодорожная транспортная накладная, товарно-транспортная накладная, накладная единого образца, багажная ведомость, почтовая ведомость, багажная квитанция, авианакладная, коносамент, а также документы, используемые при перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, и иные документы, используемые при перемещении отдельных видов подакцизных товаров, а также сопровождающие товары и транспортные средства при перевозках, предусмотренные законами РК и международными договорами, участником которых является РК; счета-фактуры, спецификации, отгрузочные и упаковочные листы, а также другие документы, подтверждающие сведения о товарах, в том числе стоимость товаров, и используемые в соответствии с международными договорами, участником которых является РК.

В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса оборот по реализации услуг по международным перевозкам облагается по нулевой ставке.

Для целей настоящей главы перевозка считается международной, если оформление перевозки осуществляется едиными международными перевозочными документами, установленными пунктом 4 настоящей статьи.

В соответствии с подпунктом 1) пункта 4 статьи 387 Налогового кодекса при перевозке грузов в международном автомобильном сообщении, подтверждающими международные перевозки документами являются - товарно-транспортная накладная.

Согласно Конвенции о договоре международной перевозки грузов (далее - Конвенция) основным документом международной автомобильной перевозки грузов является международная товарно-транспортная накладная (далее - CMR), которая заполняется отправителем в соответствии с условиями Конвенции, в бланк вносятся строго определенные сведения в отведенные для этого пронумерованные графы и поля.

В рассматриваемом случае, Компанией «Т» экспортированы товары на территорию РФ - члена Евразийского экономического союза. При этом для осуществления эспорта товаров Компания «Т» с Компаний «D» заключен договор от 14.04.2022г. на оказание почтовой связи, в котором подпунктом 1.1 договора предусмотрено, что Компания «D»  осуществляет для Компании «Т» услуги по пересылке документов, посылок и других грузов.

Согласно представленным документам, за проверяемый период Компания «D» в адрес Компания «Т» оказало услуги по перевозке на сумму 14 159,2 тыс.тенге, НДС в сумме 6,0 тыс.тенге, в том числе перевезено кабеля в количестве 302,5 тыс.метров и запчастей в количестве 32,854 тыс. штук на общую сумму 681 291,8 тыс.тенге.

Согласно пункту 8 статьи 152 Налогового кодекса в ходе проведения тематической проверки налоговый орган назначает встречные проверки непосредственных поставщиков товаров, работ, услуг проверяемого налогоплательщика в порядке, определенном статьей 143 Налогового кодекса.

При этом пунктом 74 Правила от 19.03.2018г. №391 ОГД, осуществляющий тематическую проверку, в соответствии со статьей 143 Налогового кодекса, назначает встречные проверки лиц, осуществлявших операции с проверяемым налогоплательщиком, с целью получения дополнительной информации о таких операциях, подтверждения факта и содержания операций.

В ходе проведения тематической проверки направлен запрос №119-1 от 13.04.2023г. о проведении встречной проверки в Компании «D» с отражением информации на поставленные вопросы, в том числе указать: наличие собственной либо арендованной автотранспортной техники (марки автомашин, ФИО водителей, договора на оказание транспортных услуг, путевых листов, товароспроводительных документов и т.д.), использованной для перевозки грузов.

По результатам акта встречной проверки от 27.04.2023г. №43 установлено, что Компанией «D» в адрес Компании «Т» выписаны электронные счета-фактуры на общую сумму 14 159,2 тыс.тенге, НДС в сумме 6,0 тыс.тенге, при этом в акте указано, что к проверке не представлены платежные документы, договора, первичные документы, подтверждающие поставку товаров, а также способ доставки и место доставки товара, товаросопроводительные документы.

Необходимо отметить, что Соглашением между Правительством РФ и Правительством РК о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства (Минск, 30 сентября 1998 года) стороны через компетентные налоговые органы в целях обеспечения надлежащего исполнения налогового законодательства оказывают друг другу взаимное содействие в том числе, в предоставлении информации о соблюдении налогового законодательства юридическими и физическими лицами.

В соответствии с подпунктом 5) пункта 1 статьи 155 Налогового кодекса при проведении налоговой проверки должностные лица налогового органа имеют право направлять запросы государственным и иным органам (организациям) иностранных государств по вопросам, возникшим в ходе проведения налоговой проверки.

В рассматриваемом случае, в целях подтверждения оборота, облагаемого по нулевой ставке, органом государственных доходов были направлены запросы от 20.04.2023г. в соответствующие Инспекции Федеральной Налоговой службы РФ о предоставлении необходимой информации в части достоверности взаиморасчетов Компании «Т» с 6 Компаниями, на которые ответы на момент завершения налоговой проверки не получены.

Согласно пункту 12 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки не подтверждена достоверность НДС.

Таким образом, поскольку на момент завершения налоговой проверки ответы на запросы о подтверждении взаиморасчетов Компании «Т» с его покупателями от налогового органа РФ не поступили, соответственно, результаты налоговой проверки по неподтверждению к возврату НДС в сумме 64 518,6 тыс.тенге являются обоснованными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 182 Налогового кодекса по окончании рассмотрения жалобы уполномоченный орган выносит мотивированное решение с учетом решения апелляционной комиссии.

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.

  • 4799
  • 0
  • 21 августа 2023

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.