Возврат НДС, отказ в возврате по СУР

1.Вид спора: налоговые споры

2. Категория налогоплательщика: юридическое лицо

3. Вид налога: возврат НДС

Министерством финансов РК (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о сумме превышения налога на добавленную стоимость (НДС), относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка Компании «А» по вопросам подтверждения достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату за период с 01.01.2018г. по 31.12.2020г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении НДС на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан в сумме 38,7 тыс.тенге, о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, неподтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет в сумме 42 556,7 тыс.тенге.

Компания «А», не согласившись с выводами налогового органа о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

В жалобе отмечено, что в период с 01.01.2018г. по 01.10.2020г. на постоянной основе осуществляется реализация товаров, облагаемых по нулевой ставке, в объеме не менее 70% в общем облагаемом обороте, с соблюдением условий, установленных статьей 429 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс).

По утверждению Компании «А», по завершению налоговой проверки составляется и вручается акт налоговой проверки, при этом, в случае выявленных нарушений, в акте проверки описываются соответствующие положения законодательства Республики Казахстан, требования которых были нарушены, с приложением копий соответствующих документов, расчетов и других материалов.

Компания «А» полагает, что нормами Налогового кодекса предусмотрена нулевая ставка по НДС при реализации товаров, следовательно, результаты налоговой проверки о подтверждение ранее уплаченного НДС не является основанием в отказе возврата НДС.

Кроме того, из жалобы следует, что Компания «А» не несет ответственности за совершение действия/бездействия контрагентами Компании «А» или неизвестными ему лицами.

Из акта налоговой проверки следует, что сумма превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, неподтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет составила в сумме 42556,7 тыс.тенге, сумма начисленного НДС составила в размере 38,7 тыс.тенге.

Проверив доводы налогоплательщика, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.   

Особенности проведение тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения НДС регламентированы нормами статьи 152 Налогового кодекса.

         Так, согласно пункту 1 статьи 152 Налогового кодекса тематическая проверка по подтверждению достоверности суммы превышения НДС проводится с применением системы управления рисками (СУР) в отношении налогоплательщика, представившего:

налоговое заявление в связи с применением им пунктов 1 и 2 статьи 432 Налогового кодекса;

 - требование о возврате суммы превышения НДС, указанное в декларации по НДС (далее - требование о возврате суммы превышения НДС).

Согласно пункту 2 статьи 137 Налогового кодекса критерии степени риска и порядок применения СУР в целях подтверждения достоверности суммы превышения НДС определяются уполномоченным органом.

В соответствии с пунктом 9 Правил применения СУР в целях подтверждения достоверности сумм превышения НДС и критериев степени риска, утвержденным приказом от 02.02.2018г. №118 (далее - Правила №118) в отношении налогоплательщиков, отнесенных к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска, орган государственных доходов за проверяемый налоговый период, формирует аналитический отчет «Пирамида» (далее - отчет «Пирамида») по поставщикам товаров, работ, услуг, в сроки установленные подпунктами 1) - 2) данного пункта.

Согласно пункту 11 Правил №118 органом государственных доходов, осуществляющим тематическую проверку, в пределах сроков, указанных в пункте 9 настоящих Правил, анализируются результаты отчета «Пирамида».

Правила возврата превышения НДС утверждены приказом от 19.03.2018г. №391 Министра финансов РК (далее - Правила №391).

Таким образом, проведение тематических проверок по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату, производится в соответствии с вышеуказанными нормами Налогового кодекса, Правил №391 и с использованием СУР, определенных Правилами №118.

В рассматриваемом случае, тематическая налоговая проверка проведена на основании требования о возврате превышения НДС (далее-требование о возврате), указанного в декларации по НДС за 4 квартал 2020г. за период 1-4 кварталы 2018г. и за 2,4 кварталы 2019г. в сумме 42 556,7 тыс.тенге.

Из акта налоговой проверки следует, что по результатам оценки показателей деятельности Компании «А»  с использованием критериев степени риска суммарный итог превысил пороговое значение (35 баллов) и Компания «А» было отнесено к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска.

В ходе налоговой проверки за проверяемый налоговый период сформирован аналитический отчет «Пирамида».

По результатам которого у поставщиков Компании «А»  различных уровней, согласно информации налогового органа, выявлены расхождения по завышению зачета НДС, по данным приложений 300.08 «Реестр счетов-фактур по приобретенным товарам, работам, услугам в течении налогового периода» деклараций по НДС (ф.300.00) Компании «А» и по данным приложений 300.07 «Реестр счетов-фактур по реализованным товарам, работам, услугам в течении налогового периода» декларации по НДС (ф.300.00) Покупателей, а также расхождений сумм НДС отраженных в налоговой отчетности по НДС с электронными счетами фактурами:

- по непосредственным поставщикам Компании «А» не подтверждена к возврату сумма превышение НДС в размере 1 275,7 тыс.тенге;

- в связи с применением СУР по поставщикам различных уровней не подтверждена к возврату сумма превышение НДС в размере 49 737,3 тыс.тенге.

Кроме того, по результатам тематической налоговой проверки, не подтверждено превышение НДС, подлежащее возврату в сумме 9 693,9 тыс.тенге, как излишне заявленная сумма и 38,7 тыс.тенге, в связи с дополнительным начислением НДС.

Следовательно, по результатам налоговой проверки выявлены нарушения на общую сумму 60 745,7 тыс.тенге, при этом, Компанией «А» представлено требование на возврат превышения НДС на сумму 42 556,7 тыс.тенге.

Следует указать, что в соответствии с подпунктом 10) пункта 1 статьи 158 Налогового кодекса в акте налоговой проверки подробно описаны выявленные нарушения в части начисления НДС и причины отказа в возврате превышение НДС с указанием соответствующих положений законодательства Республики Казахстан.

Необходимо отметить, что в соответствии с подпунктом 5) пункта 2, пунктом 5 статьи 179 Налогового кодекса к жалобе указывается обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и прилагается документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования, а также иные документы, имеющие отношение к делу.

Однако, в нарушение указанной нормы Налогового кодекса, в жалобе не изложены обстоятельства, на которых Компания «А» основывает свои требования, и не приложены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основывает свои требования в части начисления НДС в сумме 38,7 тыс.тенге и отказа в возврате превышения НДС в сумме 42 556,7 тыс.тенге.

Таким образом, начисление НДС в сумме 38,7 тыс.тенге и отказ в возврате суммы превышение НДС в размере 42 556,7 тыс.тенге по результатам налоговой проверки являются обоснованными.

По итогам заседания Апелляционной комиссии принято решение - оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.

1.Вид спора: налоговые споры

  1. Категория налогоплательщика: юридическое лицо
  2. Вид налога: возврат НДС

Министерством финансов РК (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о сумме превышения налога на добавленную стоимость (НДС), относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка Компании «А» по вопросам подтверждения достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату за период с 01.01.2018г. по 31.12.2020г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении НДС на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан в сумме 38,7 тыс.тенге, о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, неподтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет в сумме 42 556,7 тыс.тенге.

Компания «А», не согласившись с выводами налогового органа о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

В жалобе отмечено, что в период с 01.01.2018г. по 01.10.2020г. на постоянной основе осуществляется реализация товаров, облагаемых по нулевой ставке, в объеме не менее 70% в общем облагаемом обороте, с соблюдением условий, установленных статьей 429 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс).

По утверждению Компании «А», по завершению налоговой проверки составляется и вручается акт налоговой проверки, при этом, в случае выявленных нарушений, в акте проверки описываются соответствующие положения законодательства Республики Казахстан, требования которых были нарушены, с приложением копий соответствующих документов, расчетов и других материалов.

Компания «А» полагает, что нормами Налогового кодекса предусмотрена нулевая ставка по НДС при реализации товаров, следовательно, результаты налоговой проверки о подтверждение ранее уплаченного НДС не является основанием в отказе возврата НДС.

Кроме того, из жалобы следует, что Компания «А» не несет ответственности за совершение действия/бездействия контрагентами Компании «А» или неизвестными ему лицами.

Из акта налоговой проверки следует, что сумма превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, неподтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет составила в сумме 42556,7 тыс.тенге, сумма начисленного НДС составила в размере 38,7 тыс.тенге.

         Проверив доводы налогоплательщика, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.   

         Особенности проведение тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения НДС регламентированы нормами статьи 152 Налогового кодекса.

         Так, согласно пункту 1 статьи 152 Налогового кодекса тематическая проверка по подтверждению достоверности суммы превышения НДС проводится с применением системы управления рисками (СУР) в отношении налогоплательщика, представившего:

          - налоговое заявление в связи с применением им пунктов 1 и 2 статьи 432 Налогового кодекса;

         - требование о возврате суммы превышения НДС, указанное в декларации по НДС (далее - требование о возврате суммы превышения НДС).

         Согласно пункту 2 статьи 137 Налогового кодекса критерии степени риска и порядок применения СУР в целях подтверждения достоверности суммы превышения НДС определяются уполномоченным органом.

         В соответствии с пунктом 9 Правил применения СУР в целях подтверждения достоверности сумм превышения НДС и критериев степени риска, утвержденным приказом от 02.02.2018г. №118 (далее - Правила №118) в отношении налогоплательщиков, отнесенных к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска, орган государственных доходов за проверяемый налоговый период, формирует аналитический отчет «Пирамида» (далее - отчет «Пирамида») по поставщикам товаров, работ, услуг, в сроки установленные подпунктами 1) - 2) данного пункта.

         Согласно пункту 11 Правил №118 органом государственных доходов, осуществляющим тематическую проверку, в пределах сроков, указанных в пункте 9 настоящих Правил, анализируются результаты отчета «Пирамида».

         Правила возврата превышения НДС утверждены приказом от 19.03.2018г. №391 Министра финансов РК (далее - Правила №391).

         Таким образом, проведение тематических проверок по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату, производится в соответствии с вышеуказанными нормами Налогового кодекса, Правил №391 и с использованием СУР, определенных Правилами №118.

         В рассматриваемом случае, тематическая налоговая проверка проведена на основании требования о возврате превышения НДС (далее-требование о возврате), указанного в декларации по НДС за 4 квартал 2020г. за период 1-4 кварталы 2018г. и за 2,4 кварталы 2019г. в сумме 42 556,7 тыс.тенге.

Из акта налоговой проверки следует, что по результатам оценки показателей деятельности Компании «А»  с использованием критериев степени риска суммарный итог превысил пороговое значение (35 баллов) и Компания «А» было отнесено к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска.

В ходе налоговой проверки за проверяемый налоговый период сформирован аналитический отчет «Пирамида».

По результатам которого у поставщиков Компании «А»  различных уровней, согласно информации налогового органа, выявлены расхождения по завышению зачета НДС, по данным приложений 300.08 «Реестр счетов-фактур по приобретенным товарам, работам, услугам в течении налогового периода» деклараций по НДС (ф.300.00) Компании «А» и по данным приложений 300.07 «Реестр счетов-фактур по реализованным товарам, работам, услугам в течении налогового периода» декларации по НДС (ф.300.00) Покупателей, а также расхождений сумм НДС отраженных в налоговой отчетности по НДС с электронными счетами фактурами:

- по непосредственным поставщикам Компании «А» не подтверждена к возврату сумма превышение НДС в размере 1 275,7 тыс.тенге;

- в связи с применением СУР по поставщикам различных уровней не подтверждена к возврату сумма превышение НДС в размере 49 737,3 тыс.тенге.

Кроме того, по результатам тематической налоговой проверки, не подтверждено превышение НДС, подлежащее возврату в сумме 9 693,9 тыс.тенге, как излишне заявленная сумма и 38,7 тыс.тенге, в связи с дополнительным начислением НДС.

Следовательно, по результатам налоговой проверки выявлены нарушения на общую сумму 60 745,7 тыс.тенге, при этом, Компанией «А» представлено требование на возврат превышения НДС на сумму 42 556,7 тыс.тенге.

Следует указать, что в соответствии с подпунктом 10) пункта 1 статьи 158 Налогового кодекса в акте налоговой проверки подробно описаны выявленные нарушения в части начисления НДС и причины отказа в возврате превышение НДС с указанием соответствующих положений законодательства Республики Казахстан.

Необходимо отметить, что в соответствии с подпунктом 5) пункта 2, пунктом 5 статьи 179 Налогового кодекса к жалобе указывается обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и прилагается документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования, а также иные документы, имеющие отношение к делу.

Однако, в нарушение указанной нормы Налогового кодекса, в жалобе не изложены обстоятельства, на которых Компания «А» основывает свои требования, и не приложены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основывает свои требования в части начисления НДС в сумме 38,7 тыс.тенге и отказа в возврате превышения НДС в сумме 42 556,7 тыс.тенге.

Таким образом, начисление НДС в сумме 38,7 тыс.тенге и отказ в возврате суммы превышение НДС в размере 42 556,7 тыс.тенге по результатам налоговой проверки являются обоснованными.

По итогам заседания Апелляционной комиссии принято решение - оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.

1.Вид спора: налоговые споры

  1. Категория налогоплательщика: юридическое лицо
  2. Вид налога: возврат НДС

Министерством финансов РК (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о сумме превышения налога на добавленную стоимость (НДС), относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка Компании «А» по вопросам подтверждения достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату за период с 01.01.2018г. по 31.12.2020г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении НДС на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан в сумме 38,7 тыс.тенге, о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, неподтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет в сумме 42 556,7 тыс.тенге.

Компания «А», не согласившись с выводами налогового органа о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа.

В жалобе отмечено, что в период с 01.01.2018г. по 01.10.2020г. на постоянной основе осуществляется реализация товаров, облагаемых по нулевой ставке, в объеме не менее 70% в общем облагаемом обороте, с соблюдением условий, установленных статьей 429 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс).

По утверждению Компании «А», по завершению налоговой проверки составляется и вручается акт налоговой проверки, при этом, в случае выявленных нарушений, в акте проверки описываются соответствующие положения законодательства Республики Казахстан, требования которых были нарушены, с приложением копий соответствующих документов, расчетов и других материалов.

Компания «А» полагает, что нормами Налогового кодекса предусмотрена нулевая ставка по НДС при реализации товаров, следовательно, результаты налоговой проверки о подтверждение ранее уплаченного НДС не является основанием в отказе возврата НДС.

Кроме того, из жалобы следует, что Компания «А» не несет ответственности за совершение действия/бездействия контрагентами Компании «А» или неизвестными ему лицами.

Из акта налоговой проверки следует, что сумма превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, неподтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет составила в сумме 42556,7 тыс.тенге, сумма начисленного НДС составила в размере 38,7 тыс.тенге.

         Проверив доводы налогоплательщика, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.   

         Особенности проведение тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения НДС регламентированы нормами статьи 152 Налогового кодекса.

         Так, согласно пункту 1 статьи 152 Налогового кодекса тематическая проверка по подтверждению достоверности суммы превышения НДС проводится с применением системы управления рисками (СУР) в отношении налогоплательщика, представившего:

          - налоговое заявление в связи с применением им пунктов 1 и 2 статьи 432 Налогового кодекса;

         - требование о возврате суммы превышения НДС, указанное в декларации по НДС (далее - требование о возврате суммы превышения НДС).

         Согласно пункту 2 статьи 137 Налогового кодекса критерии степени риска и порядок применения СУР в целях подтверждения достоверности суммы превышения НДС определяются уполномоченным органом.

         В соответствии с пунктом 9 Правил применения СУР в целях подтверждения достоверности сумм превышения НДС и критериев степени риска, утвержденным приказом от 02.02.2018г. №118 (далее - Правила №118) в отношении налогоплательщиков, отнесенных к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска, орган государственных доходов за проверяемый налоговый период, формирует аналитический отчет «Пирамида» (далее - отчет «Пирамида») по поставщикам товаров, работ, услуг, в сроки установленные подпунктами 1) - 2) данного пункта.

         Согласно пункту 11 Правил №118 органом государственных доходов, осуществляющим тематическую проверку, в пределах сроков, указанных в пункте 9 настоящих Правил, анализируются результаты отчета «Пирамида».

         Правила возврата превышения НДС утверждены приказом от 19.03.2018г. №391 Министра финансов РК (далее - Правила №391).

         Таким образом, проведение тематических проверок по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату, производится в соответствии с вышеуказанными нормами Налогового кодекса, Правил №391 и с использованием СУР, определенных Правилами №118.

         В рассматриваемом случае, тематическая налоговая проверка проведена на основании требования о возврате превышения НДС (далее-требование о возврате), указанного в декларации по НДС за 4 квартал 2020г. за период 1-4 кварталы 2018г. и за 2,4 кварталы 2019г. в сумме 42 556,7 тыс.тенге.

Из акта налоговой проверки следует, что по результатам оценки показателей деятельности Компании «А»  с использованием критериев степени риска суммарный итог превысил пороговое значение (35 баллов) и Компания «А» было отнесено к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска.

В ходе налоговой проверки за проверяемый налоговый период сформирован аналитический отчет «Пирамида».

По результатам которого у поставщиков Компании «А»  различных уровней, согласно информации налогового органа, выявлены расхождения по завышению зачета НДС, по данным приложений 300.08 «Реестр счетов-фактур по приобретенным товарам, работам, услугам в течении налогового периода» деклараций по НДС (ф.300.00) Компании «А» и по данным приложений 300.07 «Реестр счетов-фактур по реализованным товарам, работам, услугам в течении налогового периода» декларации по НДС (ф.300.00) Покупателей, а также расхождений сумм НДС отраженных в налоговой отчетности по НДС с электронными счетами фактурами:

- по непосредственным поставщикам Компании «А» не подтверждена к возврату сумма превышение НДС в размере 1 275,7 тыс.тенге;

- в связи с применением СУР по поставщикам различных уровней не подтверждена к возврату сумма превышение НДС в размере 49 737,3 тыс.тенге.

Кроме того, по результатам тематической налоговой проверки, не подтверждено превышение НДС, подлежащее возврату в сумме 9 693,9 тыс.тенге, как излишне заявленная сумма и 38,7 тыс.тенге, в связи с дополнительным начислением НДС.

Следовательно, по результатам налоговой проверки выявлены нарушения на общую сумму 60 745,7 тыс.тенге, при этом, Компанией «А» представлено требование на возврат превышения НДС на сумму 42 556,7 тыс.тенге.

Следует указать, что в соответствии с подпунктом 10) пункта 1 статьи 158 Налогового кодекса в акте налоговой проверки подробно описаны выявленные нарушения в части начисления НДС и причины отказа в возврате превышение НДС с указанием соответствующих положений законодательства Республики Казахстан.

Необходимо отметить, что в соответствии с подпунктом 5) пункта 2, пунктом 5 статьи 179 Налогового кодекса к жалобе указывается обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и прилагается документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования, а также иные документы, имеющие отношение к делу.

Однако, в нарушение указанной нормы Налогового кодекса, в жалобе не изложены обстоятельства, на которых Компания «А» основывает свои требования, и не приложены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основывает свои требования в части начисления НДС в сумме 38,7 тыс.тенге и отказа в возврате превышения НДС в сумме 42 556,7 тыс.тенге.

Таким образом, начисление НДС в сумме 38,7 тыс.тенге и отказ в возврате суммы превышение НДС в размере 42 556,7 тыс.тенге по результатам налоговой проверки являются обоснованными.

По итогам заседания Апелляционной комиссии принято решение - оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.

  • 1843
  • 0
  • 26 октября 2021

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.