Возврат НДС - услуги по техническому обслуживанию, транспортные и услуги энергетического обследования

Министерство финансов Республики Казахстан (далее- уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «T» на уведомление о результатах проверки Департамента государственных доходов (далее-налоговый орган).

 Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка по вопросам подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость (НДС), предъявленных к возврату за период с 01.01.2018г. по 30.09.2022г., по результатам которой вынесено уведомление о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет в сумме 564 332,6 тыс.тенге, о сумме превышения НДС, возвращенной из бюджета и не подтвержденной к возврату, в размере 39 571,4 тыс.тенге, пени в сумме 22 062,7 тыс.тенге и о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет в сумме 75 946,2 тыс.тенге,    предъявленных к возврату за период с 01.01.2018г. по 30.09.2022г., по результатам которой вынесено уведомление о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет в сумме 564 332,6 тыс.тенге, о сумме превышения НДС, возвращенной из бюджета и не подтвержденной к возврату, в размере 39 571,4 тыс.тенге, пени в сумме 22 062,7 тыс.тенге и о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет в сумме 75 946,2 тыс.тенге.

Компания «T» не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в части суммы превышения НДС, возвращенной из бюджета и не подтвержденной к возврату в сумме 39 571,4 тыс.тенге, и начислении пени в сумме 22 062,7 тыс.тенге и приводит следующие доводы.

Из жалобы Компании «T» следует, что по результатам тематической проверки установлено, что ранее согласно акту налоговой проверки от 15.05.2019г. №45 произведен возврат из бюджета превышения НДС в сумме 39 571,4 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компании «S». При этом, органом государственных доходов по ранее проведенным проверкам на основании предписаний от 05.08.2019г., от 12.11.2019г. и от 14.02.2020г. нарушения не установлены.

Также Компания «T» в жалобе указывает, что в течение ноября и декабря месяцев 2018г. Компании «S» оказало услуги по техобслуживанию, транспортные и услуги энергетического обследования. Все обязательства по договорам были исполнены сторонами полностью, своевременно и надлежащим образом.

Кроме того, Компания «T» в жалобе указывает, что решением Специализированного межрайонного экономического суда г.Алматы от 14.12.2020г. (далее - СМЭС г.Алматы от 14.12.2020г.) регистрация Компании «S» признана недействительной и ответственность за нарушение во время регистрации и перерегистрации юридического лица возложена на данное предприятие.

Учитывая вышеизложенное, Компания «T» просит отменить уведомление о результатах проверки в части сумм превышения НДС, ранее возвращенной из бюджета в сумме 39 571,4 тыс.тенге не подтвержденной к возврату по взаиморасчетам с Компанией «S».

Из акта налоговой проверки следует, что сумма превышения НДС, ранее возвращенная из бюджета на сумму 39 571,4 тыс.тенге и не подтвержденная к возврату по взаиморасчетам с Компанией «S» в соответствии с пунктом 5 статьи 431 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г.  подлежит возврату в бюджет.

Проверив доводы Компании «T», исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии пункта 5 статья 431 Налогового кодекса сумма превышения налога на добавленную стоимость, по которой налогоплательщиком в декларации указано требование о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость,  возвращенная из бюджета, но не подтвержденная в последующем по результатам налогового контроля, подлежит уплате в бюджет налогоплательщиком в случае его согласия в соответствии с подпунктом 1) части второй пункта 2 статьи 96 Налогового кодекса на основании уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, или уведомления о результатах проверки.

Если возврат суммы превышения налога на добавленную стоимость налогоплательщику ранее был произведен с начислением и перечислением пени в соответствии с пунктом 4 статьи 104 Налогового кодекса в пользу данного налогоплательщика, пеня, перечисленная ранее налогоплательщику и приходящаяся на возвращенную сумму превышения налога на добавленную стоимость, не подтвержденную по результатам налогового контроля, подлежит уплате в бюджет в случае его согласия в соответствии с подпунктом 1) части второй пункта 2 статьи 96 Налогового кодекса на основании уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, или уведомления о результатах проверки.

Согласно пункту 6 статьи 431 Налогового кодекса суммы, указанные в пункте 5 настоящей статьи, подлежат уплате в бюджет с начислением пени за каждый день с даты возврата из бюджета в размере, указанном в пункте 4 статьи 104 Налогового кодекса.

В рассматриваемом случае, как следует из акта налоговой проверки, по результатам тематической проверки от 15.05.2019г. №45 произведен возврат превышения суммы НДС, предъявленной к возврату по требованию Компании «T» за период с 01.01.2018г. по 31.12.2018г. в сумме 291 099,4 тыс.тенге, в том числе в сумме 39 571,4 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «S».

Вместе с тем, в ходе налоговой проверки установлено, что решением СМЭС г.Алматы от 14.12.2020г. государственная регистрация Компании «S» признана недействительной от 09.07.2018г.

В данном решении СМЭС г.Алматы от 14.12.2020г. следует, что отсутствие Компании «S» по юридическому адресу свидетельствует об отсутствии постоянно действующего органа руководителя и других лиц, без которых юридическое лицо не может функционировать.

Также в решении СМЭС г.Алматы от 14.12.2020г. указано, что судом достоверно установлено отсутствие намерения налогоплательщика осуществлять свою деятельность по месту регистрации, что влечет невозможность осуществления органами государственных доходов налогового контроля деятельности товарищества.

В связи с чем, учитывая нормы подпункта 4) пункта 4 статьи 85 Налогового кодекса решением налогового органа Компания «S» снято с регистрационного учета по НДС с 13.11.2018г., то есть с даты регистрации.

Необходимо отметить, согласно подпункту 4) статьи 403 Налогового кодекса налог на добавленную стоимость, ранее признанный как налог на добавленную стоимость, относимый в зачет, подлежит исключению по сделкам, совершенным без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров с налогоплательщиком, снятым с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость на основании решения налогового органа в соответствии с подпунктами 2) и 3) пункта 6 статьи 85 Налогового кодекса, руководитель и (или) учредитель (участник) которого не причастен к регистрации (перерегистрации) и (или) осуществлению финансово-хозяйственной деятельности такого юридического лица, установленных решением суда, вступившим в законную силу, за исключением сделок, по которым судом установлено фактическое получение товаров, работ, услуг от такого налогоплательщика.

В рассматриваемом случае, согласно подпункту 4) статьи 403 Налогового кодекса налоговый орган по результатам налоговой проверки от 23.08.2021г. №25 были исключены НДС из зачета за 4 квартал 2018г. в сумме 39 664,3 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «S», соответственно, не подлежит возврату превышение НДС в указанной сумме.

Следует указать, что согласно пункту 19 Правил возврата превышения НДС и применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость, а также критериев степени риска утвержденным приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19.03.2018г. №391 сумма превышения НДС, по которой услугополучателем в декларации указано требование, возвращенная из бюджета, но не подтвержденная в последующем по результатам налогового контроля, подлежит уплате в бюджет услугополучателем при его согласии в соответствии с подпунктом 1) части второй пункта 2 статьи 96 Налогового кодекса на основании уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, или уведомления о результатах проверки.

Если возврат суммы превышения НДС услугополучателю ранее был произведен с начислением и перечислением пени в соответствии с пунктом 4 статьи 104 Налогового кодекса в пользу данного услугополучателя, пеня, перечисленная ранее услугополучателю и приходящаяся на возвращенную сумму превышения НДС, не подтвержденную по результатам налогового контроля, подлежит уплате в бюджет при его согласии в соответствии с подпунктом 1) части второй пункта 2 статьи 96 Налогового кодекса на основании уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, или уведомления о результатах проверки.

На основании вышеизложенного, согласно пункта 5 статьи 431 Налогового кодекса начисление суммы превышения НДС, возвращенной из бюджета и не подтвержденной к возврату в размере 39 571,4 тыс.тенге и начисление пени в сумме 22 062,8 тыс.тенге по результатам налоговой проверки является обоснованным.

  • 3740
  • 0
  • 2 июля 2023

Комментарии

Чтобы иметь возможность читать и оставлять комменарии, необходимо иметь активную подписку на сайте.